Педагогическая запущенность это не болезнь: как вовремя помочь ребенку?

Что это такое: педагогическая запущенность и как не попасть в зону риска?

Всем огромный привет!

Часто ли вам приходилось слышать о ребенке, что он запущенный? Что значит запущенный? И кто его запустил? В педагогике есть соответствующий термин, обозначающий ребят определенной степени подготовленности и развитости мировоззрения.

Педагогическая запущенность это не отсталость ума или заболевание. Она проявляется у совершенно здоровых малышей, которыми родители не занимались и не воспитывали, как следует.

Причины возникновения

Социально-педагогическая запущенность – это состояние крохи, обусловленное недостатком воспитания и внимания взрослых.

Дорогие читатели, стоит отличать задержку развития, вызванную аномалиями нервной системы или другими факторами, от недостатка воспитания. Педагогическая запущенность – характерная черта здоровых детей,  и это надо четко понимать.

В психологии подробное определение педагогической запущенности представляет термин как обозначение недостаточно развитого кругозора крохи или подростка, инфантилизма, неспособности к сложным логическим решениям по ситуации.

Такие дети предпочитают простые механические игры  и, как правило, отказываются от сложных, ролевых. Им тяжело влиться в общество, они чувствуют себя «белыми воронами», поскольку не умеют мыслить и жить как все.

Педагогически запущенные малыши при благоприятных  условиях могут наверстать упущенное в учебе и со временем выйти на достойный уровень. Кроха с врожденными дефектами развития может достигнуть некоторых успехов, но к этой придется приложить усилия, и результат не всегда себя оправдает.

Факторы, влияющие на педагогическую запущенность, относятся к разным сферам социального бытия. Человек рождается с определенными задатками, чертами характера, и чтобы они развились и укрепились, требуются благоприятные условия.

Если быт и окружение малыша не соответствуют его духовным потребностям и задаткам, личность деформируется, искажается. Такой человек плохо приспособлен к обитанию в обществе и не умеет ему противостоять.

Причиной этого становятся отношения с близкими родственниками, учителями, когда ребенок не только не получает поддержку, но и может быть отвергнут в своих естественных потребностях. На педагогическую запущенность влияют:

Уклад в семье

Дорогие читатели, мы часто с вами можем наблюдать, как во внешне благополучной семье растут трудные дети. Мы искренне удивляемся: папа и мама труженики, все время на работе, дети сытые и одетые, но почему-то растут злыми и недоброжелательными.

Все дело в том, что работа, занятость как раз и становятся существенным препятствием к тому, чтобы позаниматься с малышом. Малышам не уделяется внимание, они растут отчужденными от родителей. Если между мамой и папой еще и присутствуют разногласия, то малыши вырастут неблагополучными.

Унижения со стороны учителей

Если учитель регулярно указывает ребенку на недостатки, ставит плохие оценки и стыдит перед классом, у малыша появляется комплекс неполноценности, он внутренне протестует и замыкается в себе.

Отношения с классом, детьми

Унижения со стороны учителя понижают статус ребенка в детском обществе. Другие ученики смотрят на него с презрением, не хотят играть.

В результате у малыша появляется душевная пустота, он чувствует одиночество, ему не с кем общаться. Малыш, подросток ищут поддержку в асоциальных группах, так называемый «плохих компаниях».

Таким образом, педагогическая запущенность становится результатом невнимания и ошибок взрослых в общении с детьми.

Типы

Есть несколько видов педагогической запущенности в зависимости от того, какие стороны развития ребенка были упущены. Виды запущенности по компонентам развития детей:

  • Несформированные навыки учебной деятельности. Результатом становится плохая успеваемость, недостаточный уровень знаний.
  • Отсутствие мотивации у малыша к учебе, деятельность ребенка направлена на другие виды познания, не соответствующие возрасту. Причиной становится гиперопека и инфантилизм.
  • Неспособность самостоятельно регулировать учебную деятельность.

Чаще всего запущенность возникает либо по причине полного невнимания к малышу, либо вследствие чрезмерной опеки и авторитарного типа воспитания, когда ребенок не может и шагу ступнуть без совета мамы или папы.

Виды педагогической запущенности определяются и по степеням:

  • Первая степень – асоциализация и запущенность воспитания почти не заметны. Ребенок выполняет задания, отличается усидчивость, но иногда на него нападает хандра, он перестает учить предметы. В быту такой малыш отличается невниманием и рассеянностью.
  • Вторая степень – возникают неблагоприятные отношения со сверстниками, учителями. Ребята показывают откровенную грубость. Они легко внушаемы, отсутствуют моральные ценности. Эмоциональная сфера не устойчива, такие малыши не умеют владеть своими желаниями и эмоциями.
  • Третья степень – ребята откровенно грубят, презирают моральные и правовые нормы. Успеваемость у них слабая, они больше проводят времени с себе подобными, а интересы их находятся за пределами школы и дома.

Подходов к классификации педагогической запущенности много, и они во многом похожи. Однако из прочитанного ясно одно: преодолеть такую ситуацию очень трудно.

Как преодолеть?

Чем раньше выявлена педагогическая запущенность, тем лучше. Кроха в младшем дошкольном возрасте может с успехом преодолеть отрыв от сверстников, если его поместить в благоприятный коллектив в детском саду, начать занятия по развитию речи, пройти обследование у невропатолога.

Преодоление психологической запущенности в школьном возрасте потребует от родителей больше усилий, поскольку у подростка уже сформировалось собственное мировоззрение.

Необходимо создать атмосферу доброжелательности, любви, взаимопонимания. Такое же отношение к крохе должно быть и в школе, где учитель будет создавать ситуацию успеха.

Если коррекцией занимается педагог, у него должен быть соответствующий авторитет среди детей. Это должна быть сильная личность, которая может своим примером направить ребенка и показать другие пути развития.

Совет здесь можно дать только один: занимайтесь с детьми вовремя. Никакая работа и материальные блага не заменят вам общение с ребенком!

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в социальных сетях.

До скорых встреч, дорогие читатели!

Похожие статьи

У беременной болят ноги — рекомендации, которые точно помогут

Здравствуйте, уважаемые наши читатели. В этой статье хотелось бы максимально подробно осветить такую проблему, как боли в ногах при беременности. Практически каждая будущая мама сталкивалась с этой проблемой и наверняка изначально задавалась вопросом, почему же все-таки болят ноги при беременности,

Оставить комментарий Читать полностью »

Глютен – страшный и опасный или полезный, что это такое и в каких продуктах содержится?

Добрый день, дорогие читатели! В последнее время модно стало говорить о пользе тех или иных продуктов, выискивать в них нужные организму вещества, или те, которых следует избегать. Одним из таких нежелательных соединений остается глютен. Его крайне не рекомендуются давать детям во время прикорма, не

Оставить комментарий Читать полностью »

Как помочь беременной при отравлении?

Приветствую вас, мои читатели! Последнее время всерьез задумываюсь о качестве продуктов, которые мы потребляем, о нашем питании. Такое явление, как пищевое отравление, перестало нас удивлять. Вспомните, сколько раз в течение года вы съедали блюда, от которых затем становилось плохо.

Оставить комментарий Читать полностью »

Оставить комментарий

 ;-)  :|  :x  :twisted:  :smile:  :shock:  :sad:  :roll:  :razz:  :oops:  :o  :lol:  :idea:  :grin:  :evil:  :cry:  :cool:  :???:

  • 10/08/2016 | Ответить
    Наталья Ц.

    Всем детям нужно внимание и воспитание, а таким особенно. Думаю, что на начальной стадии вполне возможно ребенка из запущенного превратить в полноценного

  • 11/08/2016 | Ответить
    Alejandro

    Правильные мысли, Но такова история мира, что отцы трудятся, добывают пропитание... Раньше вопрос воспитания в этот период решался за счёт привлечения дедушек и бабушек...

  • 11/08/2016 | Ответить
    Алексей

    Каким бы ребенок не был, ему нужно внимание, любовь и забота. Родители порой сами опускают руки... результат на лицо!

  • 11/08/2016 | Ответить
    Elena

    как сложно все таки сохранить нужную атмосферу, и с раннего детства правильно воспитывать и относится к ребенку!

  • 12/08/2016 | Ответить
    Ирина и Игорь

    Интересная получилась статья. Но некоторые дети в силу своего характера бывают неусидчивыми, даже если родители с ними постоянно занимаются или пытаются заниматься.

  • 12/08/2016 | Ответить
    Lara

    Детей можно иметь лишь тем взрослым, которые готовы дать ребенку все свое время и всю свою любовь, что очень трудно! Наши родители работали все и не всегда у них хватало времени на наше воспитание, но окружающие, школа и общество дглаживало эти недостатки...

  • 12/08/2016 | Ответить
    Евгения

    А я думаю, чтобы детей не запускать нужно их интересы ставить выше собственных и понимать, что в воспитании мелочей не бывает. Порой сложно бывает, трудно. Но потом, когда дети вырастут, сами же себе спасибо и скажем.

  • 13/08/2016 | Ответить
    Наталия

    Полезная статья для родителей. Вообще, првильная пословица — «Воспитывай ребенка пока он поперек кровати лежит». Бывает, что ребенку обеспечивают хороший уход на уровне «во-время накормить, погулять, уложить спать». При этом рано заставляют буквы учить, считать. Много запрещают «То нельзя, это нельзя». А надо с раннего возраста развивать у ребенка эмоциональное восприятие мира, чтобы он понимал доступные явления природы, играть с ним в игры, поощрять все его вопросы и отвечать на них полнее. Тогда не будет в хорошей семье педагогически запущенного ребенка.

  • 13/08/2016 | Ответить
    Lara

    Все начинается с семьи... упустят воспитание ребенка в семье, потом исправлять ошибки ой как трудно!

  • 14/08/2016 | Ответить
    Lara

    Когда работала в школе, то была знакома со случаями педагогической запущенности, в большинстве случаев вина родителей...

  • 15/08/2016 | Ответить
    Татьяна

    Екатерина, конечно, проще предотвратить ассоциальное поведение, чем потом расхлебывать последствия.

  • 16/08/2016 | Ответить
    Елена

    Когда я работала в школе, много таких деток встречала. И виноваты в этом, я считаю, только родители, которые не достаточно времени и внимания уделяют своему ребёнку.

C 2015 Блог Екатерины Чеснаковой.

При цитировании материалов сайта прямая ссылка обязательна.