Что это такое: педагогическая запущенность и как не попасть в зону риска?

Детская психология

Всем огромный привет!

Часто ли вам приходилось слышать о ребенке, что он запущенный? Что значит запущенный? И кто его запустил? В педагогике есть соответствующий термин, обозначающий ребят определенной степени подготовленности и развитости мировоззрения.

Педагогическая запущенность это не отсталость ума или заболевание. Она проявляется у совершенно здоровых малышей, которыми родители не занимались и не воспитывали, как следует.

Причины возникновения

Что это такое: педагогическая запущенность и как не попасть в зону риска?

Социально-педагогическая запущенность – это состояние крохи, обусловленное недостатком воспитания и внимания взрослых.

Дорогие читатели, стоит отличать задержку развития, вызванную аномалиями нервной системы или другими факторами, от недостатка воспитания. Педагогическая запущенность – характерная черта здоровых детей,  и это надо четко понимать.

В психологии подробное определение педагогической запущенности представляет термин как обозначение недостаточно развитого кругозора крохи или подростка, инфантилизма, неспособности к сложным логическим решениям по ситуации.

Такие дети предпочитают простые механические игры  и, как правило, отказываются от сложных, ролевых. Им тяжело влиться в общество, они чувствуют себя «белыми воронами», поскольку не умеют мыслить и жить как все.

Педагогически запущенные малыши при благоприятных  условиях могут наверстать упущенное в учебе и со временем выйти на достойный уровень. Кроха с врожденными дефектами развития может достигнуть некоторых успехов, но к этой придется приложить усилия, и результат не всегда себя оправдает.

Факторы, влияющие на педагогическую запущенность, относятся к разным сферам социального бытия. Человек рождается с определенными задатками, чертами характера, и чтобы они развились и укрепились, требуются благоприятные условия.

Что это такое: педагогическая запущенность и как не попасть в зону риска?

Если быт и окружение малыша не соответствуют его духовным потребностям и задаткам, личность деформируется, искажается. Такой человек плохо приспособлен к обитанию в обществе и не умеет ему противостоять.

Причиной этого становятся отношения с близкими родственниками, учителями, когда ребенок не только не получает поддержку, но и может быть отвергнут в своих естественных потребностях. На педагогическую запущенность влияют:

Уклад в семье

Дорогие читатели, мы часто с вами можем наблюдать, как во внешне благополучной семье растут трудные дети. Мы искренне удивляемся: папа и мама труженики, все время на работе, дети сытые и одетые, но почему-то растут злыми и недоброжелательными.

Все дело в том, что работа, занятость как раз и становятся существенным препятствием к тому, чтобы позаниматься с малышом. Малышам не уделяется внимание, они растут отчужденными от родителей. Если между мамой и папой еще и присутствуют разногласия, то малыши вырастут неблагополучными.

Унижения со стороны учителей

Если учитель регулярно указывает ребенку на недостатки, ставит плохие оценки и стыдит перед классом, у малыша появляется комплекс неполноценности, он внутренне протестует и замыкается в себе.

Отношения с классом, детьми

Унижения со стороны учителя понижают статус ребенка в детском обществе. Другие ученики смотрят на него с презрением, не хотят играть.

В результате у малыша появляется душевная пустота, он чувствует одиночество, ему не с кем общаться. Малыш, подросток ищут поддержку в асоциальных группах, так называемый «плохих компаниях».

Таким образом, педагогическая запущенность становится результатом невнимания и ошибок взрослых в общении с детьми.

Типы

Есть несколько видов педагогической запущенности в зависимости от того, какие стороны развития ребенка были упущены. Виды запущенности по компонентам развития детей:

  • Несформированные навыки учебной деятельности. Результатом становится плохая успеваемость, недостаточный уровень знаний.
  • Отсутствие мотивации у малыша к учебе, деятельность ребенка направлена на другие виды познания, не соответствующие возрасту. Причиной становится гиперопека и инфантилизм.
  • Неспособность самостоятельно регулировать учебную деятельность.

Что это такое: педагогическая запущенность и как не попасть в зону риска?

Чаще всего запущенность возникает либо по причине полного невнимания к малышу, либо вследствие чрезмерной опеки и авторитарного типа воспитания, когда ребенок не может и шагу ступнуть без совета мамы или папы.

Виды педагогической запущенности определяются и по степеням:

  • Первая степень – асоциализация и запущенность воспитания почти не заметны. Ребенок выполняет задания, отличается усидчивость, но иногда на него нападает хандра, он перестает учить предметы. В быту такой малыш отличается невниманием и рассеянностью.
  • Вторая степень – возникают неблагоприятные отношения со сверстниками, учителями. Ребята показывают откровенную грубость. Они легко внушаемы, отсутствуют моральные ценности. Эмоциональная сфера не устойчива, такие малыши не умеют владеть своими желаниями и эмоциями.
  • Третья степень – ребята откровенно грубят, презирают моральные и правовые нормы. Успеваемость у них слабая, они больше проводят времени с себе подобными, а интересы их находятся за пределами школы и дома.

Подходов к классификации педагогической запущенности много, и они во многом похожи. Однако из прочитанного ясно одно: преодолеть такую ситуацию очень трудно.

Как преодолеть?

Что это такое: педагогическая запущенность и как не попасть в зону риска?

Чем раньше выявлена педагогическая запущенность, тем лучше. Кроха в младшем дошкольном возрасте может с успехом преодолеть отрыв от сверстников, если его поместить в благоприятный коллектив в детском саду, начать занятия по развитию речи, пройти обследование у невропатолога.

Преодоление психологической запущенности в школьном возрасте потребует от родителей больше усилий, поскольку у подростка уже сформировалось собственное мировоззрение.

Необходимо создать атмосферу доброжелательности, любви, взаимопонимания. Такое же отношение к крохе должно быть и в школе, где учитель будет создавать ситуацию успеха.

Если коррекцией занимается педагог, у него должен быть соответствующий авторитет среди детей. Это должна быть сильная личность, которая может своим примером направить ребенка и показать другие пути развития.

Совет здесь можно дать только один: занимайтесь с детьми вовремя. Никакая работа и материальные блага не заменят вам общение с ребенком!

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в социальных сетях.

До скорых встреч, дорогие читатели!

Екатерина Чеснакова
Екатерина Чеснакова, мама двоих детей. Специалист по фармацевтической химии. Закончила Одесский университет им. Мечникова по специальности химик. фармацевт.
Оцените автора
Chesnachki.ru
Добавить комментарий

  1. Наталья Ц.

    Всем детям нужно внимание и воспитание, а таким особенно. Думаю, что на начальной стадии вполне возможно ребенка из запущенного превратить в полноценного

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Как по мне, то на начальной стадии это обычные детки которые остро нуждаются во внимании близких.

      Ответить
  2. Alejandro

    Правильные мысли, Но такова история мира, что отцы трудятся, добывают пропитание... Раньше вопрос воспитания в этот период решался за счёт привлечения дедушек и бабушек...

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Сейчас современные дедушки и бабушки не очень то готовы с детками находится. В моем случае это имеенно так.

      Ответить
  3. Алексей

    Каким бы ребенок не был, ему нужно внимание, любовь и забота. Родители порой сами опускают руки... результат на лицо!

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Да, Алексей. Точно сказали.

      Ответить
  4. Elena

    как сложно все таки сохранить нужную атмосферу, и с раннего детства правильно воспитывать и относится к ребенку!

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      На самом деле ничего страшного нет, дети многого не хотят. Чтоб любили безусловно, а не за что-то; чтоб разговаривали, сказки читали, ходили вместе гулять, иногда что-то готовили вместе. Как бы все просто, главное немного времени и желания.

      Ответить
  5. Ирина и Игорь

    Интересная получилась статья. Но некоторые дети в силу своего характера бывают неусидчивыми, даже если родители с ними постоянно занимаются или пытаются заниматься.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Согласна, но неусидчивость это совершенно другое. Мне кажется, большинство детей неусидчивые, возраст такой.

      Ответить
  6. Lara

    Детей можно иметь лишь тем взрослым, которые готовы дать ребенку все свое время и всю свою любовь, что очень трудно! Наши родители работали все и не всегда у них хватало времени на наше воспитание, но окружающие, школа и общество дглаживало эти недостатки...

    Ответить
  7. Евгения

    А я думаю, чтобы детей не запускать нужно их интересы ставить выше собственных и понимать, что в воспитании мелочей не бывает. Порой сложно бывает, трудно. Но потом, когда дети вырастут, сами же себе спасибо и скажем.

    Ответить
  8. Наталия

    Полезная статья для родителей. Вообще, првильная пословица — «Воспитывай ребенка пока он поперек кровати лежит». Бывает, что ребенку обеспечивают хороший уход на уровне «во-время накормить, погулять, уложить спать». При этом рано заставляют буквы учить, считать. Много запрещают «То нельзя, это нельзя». А надо с раннего возраста развивать у ребенка эмоциональное восприятие мира, чтобы он понимал доступные явления природы, играть с ним в игры, поощрять все его вопросы и отвечать на них полнее. Тогда не будет в хорошей семье педагогически запущенного ребенка.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Так все верно подметили, Наталия. Спасибо за такой полный комментарий.

      Ответить
  9. Lara

    Все начинается с семьи... упустят воспитание ребенка в семье, потом исправлять ошибки ой как трудно!

    Ответить
  10. Lara

    Когда работала в школе, то была знакома со случаями педагогической запущенности, в большинстве случаев вина родителей...

    Ответить
  11. Татьяна

    Екатерина, конечно, проще предотвратить ассоциальное поведение, чем потом расхлебывать последствия.

    Ответить
  12. Елена

    Когда я работала в школе, много таких деток встречала. И виноваты в этом, я считаю, только родители, которые не достаточно времени и внимания уделяют своему ребёнку.

    Ответить