Чем может быть полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?

Детская психология

Добрый день, дорогие читатели!

Песок завораживает и манит детей. Вспомните, с каким удовольствием они  копаются в песочнице! К сожалению, зимой песок недоступен.

Но песочная терапия для детей дошкольного возраста способна не только заинтересовать ребенка творческим процессом, но и нормализовать моральное состояние. Что же это за методика?

Что это такое?

Песочная терапия – это методика в психотерапии, направленная на снятие психологического напряжения. Он позволяет ребенку прикоснуться к своему глубинному «Я», создать целостную картину миру, сотворить уникальный образ.

Родоначальниками этого направления были З. Фрейд и Э. Эриксон. Благодаря их учениям в 1930-е годы песочная терапия стала применяться для лечения взрослых и детей, а также для раннего детского развития.

Чем полезна методика?

  • Восстанавливает душевную гармонию.
  • Развивает мышление, воображение, память, мелкую моторику.
  • Снимает страхи и стрессы.
  • Решает проблемы в общении.
  • Повышает самооценку.
  • Устанавливает душевный покой.

Чтобы понять, как помогает этот способ психологического лечения, нужно попробовать самому. Вспомните, с каким наслаждением вы пересыпали песок на пляже, строили вместе с малышами замки и при этом ощущали успокоение и отдаление от всех стрессов и проблем.

Так же действует методика и на маленьких деток: они успокаиваются, становятся менее нервозными, когда пересыпают песок, создавая из него картины.

Что лечит песочная терапия

Песочная терапия помогает справиться со многими состояниями у детей:

  • психосоматические детские болезни;
  • повышенную тревожность;
  • замкнутость, трудности в общении;
  • неврозы;
  • причины семейных конфликтов.

Также применяется, если есть особые показания к лечению или просто стремление детей к творчеству и самовыражению.

Педагогическая технология, несмотря на кажущуюся простоту и вседоступность, имеет противопоказания:

  • эпилепсия;
  • легочные заболевания;
  • сыпь, аллергия;
  • гиперактивность.

Психотерапевт обязательно учитывает противопоказания, так что самостоятельно определять, может ли ребенок заниматься песочной терапией можно, если вы уверены, что ваше чадо полностью здорово.

Как проходят занятия?

Задания на занятиях по песочной терапии даются поэтапно. Постепенно они усложняются, и из простых игр перерастают и настоящие художественные произведения.

  1. «Хаос». Дети берут жменю песка и бросают в расставленные игрушки. Этим они выражают свои эмоции и живущие в них комплексы. Если ребенок с головой уходит в это занятие, для психолога это знак, что у малыша не все в порядке. Он выражает растерянность, страхи и переживания, от которых надо избавляться.
  2. «Борьба». Фигурки и игрушки кроха разделяет на 2 противоборствующие группы. Они ведут между собой борьбу, причем орудием выступает песок. Не стоит указывать ребенку, какие игрушки будут добрыми силами, а какие злыми (именно в этом выражается суть борьбы). Он сам должен определить участников группы.
  3. «Исход». Движения становятся плавными. Фигурки объединяются по парам. Наступает равновесие и гармония.

Это начальный этап внедрения в песочную терапию. Далее можно проводить с малышами игры, создавать различные картинки.

  • «Познакомимся!». Позвольте ребенку дотронуться до песка. Пусть он погладит его, потрогает. Предложите нарисовать линии змейки, используя разные части руки, например, палец, ребро, ладонь.
  • «Дождь». Кроха набирает песок в руку и постепенно выпускает его, равномерно рассыпая. Песок похож на дождик. Упражнение тренирует мышечный тонус кисти.

  • «Угадай». Фигурки зарываются в материал, пока ребенок закрывает глаза. Руками на ощупь он должен потом угадать, какие фигурки зарыты в песке. Это упражнение тренирует тактильные ощущения и одновременно способно заинтересовать кроху.
  • «Веселая история». Постройте фигурки. Пусть ребенок запомнит, в каком порядке они стоят. Затем заройте их. Задача малыша – достать фигурки и расставить их в том же порядке, как они стояли. Если малыш учит буквы, можно взять буквы из пластмассы и зарыть их в песок. Когда буквы будут найдены, из них можно сложить слово.
  • Из исходного материала можно построить город. В нем расселите фигурки. В городе можно оставить место и ребенка.

Чтобы провести занятия, понадобится следующий инвентарь:

  • песок (лучше всего взятый не с речки, а предназначенный для занятий);
  • кварцевый песок (можно найти на специальных сайтах производителей);
  • фигурки сказочных героев, животных, растений, человечков;
  • лоскутки ткани, ленты;
  • цветные камни;
  • игрушечные машинки, замки, домики.

Набор для песочной терапии можно приобрести в магазине или изготовить самому. Занятия можно проводить и дома. Если вы проводите занятия в группе, лучше приобрести специальный набор. Стоимость его можно разделить на всех участников, так как цена набора немаленькая – от 2 тысяч рублей.

Пособия для занятий

Чтобы провести занятия, следует приобрести пособия и книги с конспектами занятий:

  • Грабенко Т. М. и Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по песочной терапии», «Чудеса на песке». Они ориентированы на юнгианский подход (направление в психотерапии, работающее с фантазийной реальностью, в которой живут люди).
  • Л. Штейнхард «Юнгианская песочная психотерапия». Книга содержит разнообразные трактовки песочных картин и композиций. С ее помощь можно трактовать психологическое состояние ребенка и его созданий.
  • Сакович Н.А. «Технология игры в песок». Это издание посвящено непосредственно технологии песочных игр.
  • Эль Галин «Человек, играющий в песок». Здесь представлена технология работы со взрослыми.

Можно найти [urlspan]еще много значимых пособий[/urlspan], которые помогут разобраться в методике первое время. Если вы наблюдаете тревожность и подверженность стрессам у себя или ребенка, займитесь песочным творчеством вместе: это занятие пойдет вам на пользу.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в соц. сетях. До новых встреч, дорогие читатели!

Екатерина Чеснакова
Екатерина Чеснакова, мама двоих детей. Специалист по фармацевтической химии. Закончила Одесский университет им. Мечникова по специальности химик. фармацевт.Имею стаж работы более 10 лет начиная от простого фармацевта до начальника отдела закупок. Разбираюсь в лекарствах, прошла курс фармакологии (более 300 часов с практическими занятиями). Защитила диплом с отличием по теме "Трансдермальное проникновение препаратов 1, 4 -бенздиазепинового ряда".Имею второе высшее образование по специальности "Экономика предприятия".Выросла в семье медиков: бабушка, дедушка, тетя. Всегда интересовалась и буду интересоваться медициной с точки зрения безопасности и ответственности. Против применения антибиотиков без назначения врача, за прививки при разрешении педиатра.
Оцените автора
Chesnachki.ru
Добавить комментарий

  1. Виктор

    Интересная статья, свои детки уже подросли и попробуем на внучатах. Хотя и самому иногда покопатся в песочке хочется.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Песок в руках — это приятно. Особенно сухой, который как-бы перетекает. Люблю это ощущение.

      Ответить
  2. Алексей

    Впервые слышу о песочной терапии, хотя приходилось самому использовать пляжный песок: пересыпать и это действительно отвлекало от неприятных мыслей.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Вот видите, Алексей, и вы его использовали для гармонизации состояния.

      Ответить
  3. Ольга Парфенова

    Много слышала о такой терапии и очень хочется попробовать.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Легко, ненавязчиво и приятно. Попробуйте обязательно.

      Ответить
  4. Евгения

    Надо же, простой песок, а сколько всего с ним можно придумать. То, что у занятий с песком есть противопоказания мне даже и в голову не приходило. Очень познавательная статья. Спасибо)

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      И вам спасибо, Евгения.

      Ответить
  5. Алевтина

    Здорово! Столько нафантазировать всего можно, легко рисовать и легко стирать. Очень статья понравилась. Песочная терапия не только полезна, но и интересна, сама бы порисовала. 😉

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Спасибо, Алевтина. Согласна, наша фантазия безгранична и нарисовать можно что угодно.

      Ответить
  6. Анна

    В этом году я была на выставке песочных скульптур в Санкт-Петербурге. На ней сделали организаторы огромную песочницу для детей и дали им разные формочки для того, чтобы они могли заняться сами созданием песочных скульптур. Деткам эта песочница больше нравилась, чем монументальные скульптуры на этой выставке.

    Ответить
  7. Наталья Краснова

    Дети мои уже выросли и в песочек не играют, а внуков пока нет. Мне понравились отзывы о кинетическом песке. Раньше такой песок не продавали и я не могу представить его на ощупь. Занятие с песком помогают развивать детскую моторику, творческое мышление.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Мне тоже нравится кинетический песок, но он не подходит для песочной терапии. Хотя можно сказать, что это просто другая игра с песком.

      Ответить
  8. Сергей

    Интересная штука, слышал об этом, а вот подробности только прочитал, спасибо за полезную информацию.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Заходите в гости, Сергей.

      Ответить
  9. Нина

    Я недавно с дочерью завозилась с песком, да так, что выкепела вся вода с гречки и чуть не спалила кастрюлю. Вот это у меня терапия была)))

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Вот это опыт , Нина. У меня тоже такое бывает.

      А причина этому проста — мультиварка. Зная, Нина, что вы тоже ее любите и часто готовите, предполагаю, что просто привыкли нажать кнопку и ждать сигнала готовности блюда.

      Лично у меня так, я часто гречку готовлю в мультиварке.

      Ответить
  10. Lara

    Прекрасная психотерапия! Я бы тоже хотела бы такое попробовать...

    Ответить
  11. Алёна Кравченко

    У нас дочка подруги ходила песком рисовала, но вот как-то ей очень быстро это занятие надоело... Подруга была в недоумении, они проплатили занятия, а дочь передумала ходить.

    Но все это очень полезно для общего развития, я бы сама поучилась, жаль у нас нет ничего подобного для взрослых...

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Мне кажется, для взрослых тоже есть такое, во всяком случае у нас в городе точно. Стоит поискать, Алена.

      Ответить
  12. Ольга Смирнова

    Дети во все времена любили играть в песке, особенно возле моря строить разные замки. Сейчас не во всех дворах уже песочницы встретишь.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Это приятно для деток, но не всегда для родителей 😉

      Ответить
  13. Lara

    ой, я не ребенок, но тоже хочу!

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      А почему бы и нет!

      Ответить
  14. Вера

    Не случайно же все дети любят песочницы. И мы в детстве их любили. Помните, как по телу в жаркие дни сыпался прохладный песочек, которым мы с любовью посыпали себя?)) Тогда не было песочной терапии, а сейчас все блага для наших детишек. да ещё со специалистами. Хотя, можно организовать песочек и в домашних условиях. Но это уже зависит от любящих родителей.

    Ответить
  15. Lara

    вот почему дети так любят играть с песком

    Ответить
  16. Мария

    Ой эта штука и правда очень классная! Мы с мужем как то ходили, очень круто, и стресс снимает, и настроение поднимает!

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Как это здорово пойти с мужем чем-то таким заняться, это же как семью объединяет. Супер.

      Ответить
  17. Ирина Каныгина

    Все хочу сама попробовать песком порисовать, но как-то боязно. Когда ролики смотришь, так красиво и легко у людей получается, а если рисовать не умеешь, то вдруг что-то не так выйдет) Вот и трушу)

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      А вы начните, Ирина. Уверенна, все получится.

      Ответить
  18. Светлана

    Я бы и сама не прочь в такой терапии поучаствовать. Особенно, если специалист грамотный и объяснит все происходящее и расшифрует.

    Ответить
  19. Елена

    Как интересно, я бы и сама попробовала песочную терапию. Спасибо, что указали литературу, которую можно будет почитать по этой теме.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Рада, что вам пригодилась информация, Елена.

      Ответить
  20. Елена

    Кстати, песочная терапия активно используется и при работе со взрослыми, пережившими шок. Некоторые психологи МЧС ее очень любят. Иногда ведь бывает так. что человек, переживший какое-то травмирующее событие, и рад бы о нем рассказать специалисту, да не может — что-то ему мешает. И песок используется для того, чтобы «высказать невысказанное».

    Для детишек — очень хорошая штука. И для здоровеньких — тоже:)

    Ответить
  21. Елена

    Рисовать на песке с подсветкой снизу — это здорово! Мы приобрели для внучки кинетический песок, с которым она очень любит играть.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      О да, сейчас столько классных приспособлений!

      Ответить
  22. Елена

    Катя, я хотела оставить комментарий в статье о выборе животного для дома, но почему-то не нашла там форму комментариев. 😐

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Елена, я просто закрыла комментарии в этой статье. Почему-то очень много спама идет на эту статью. Поэтому всех спамщиков предупреждаю, модерация проходит вручную. Я каждый комментарий внимательно читаю.

      Ответить
  23. Татьяна

    Екатерина, песочная терапия — отличная вещь! Знаю, что при заикание очень хорошо помогает.

    Ответить
  24. Елена Ажевская

    Я своему ребенку купила кинетический песок, он такой приятный в руках. А еще, для мелкой моторики и сенсорных ощущений подойдет любая крупа, мы взяли 2 кг. манки — тоже ему очень нравится. 😉

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Это очень хорошо развивает мелкую моторику.

      Ответить