Вот то, что вы не знали о вундеркиндах

Обо всем по-немножку

Добрый день, дорогие друзья!

Вундеркинды – модное сегодня слово. Развитием способностей у детей с раннего возраста занимается множество школ раннего развития, одаренности, творчеству посвящают много времени в школе. Однако вундеркиндами называют не просто детей, обладающих способностями чуть выше среднего.

Речь пойдет о гениальных детях, которые уже в 3-4 года мыслят, как профессора университетов. И сегодня мы с вами, дорогие читатели, рассмотрим интересные сведения о вундеркиндах.

Кто это такие?

Кто это такие – вундеркинды? В воображении сразу возникает ребенок, в дошкольном возрасте делающий вычисления десятизначных чисел в уме, играющий на музыкальных инструментах и т.д. Отчасти такое понимание правильно.

Если обратиться к значению, и значально вложенному в немецкое слово «вундеркинд», то мы получим перевод «замечательный ребенок». К таковым можно было бы отнести каждого второго.

В процессе своего употребления слово приобрело новое значение – ребенок, обладающий необычными интеллектуальными и творческими способностями, которые сродни гениальности. Чаще всего вундеркинды встречаются в области математики, физики, химии или музыке.

Степень одаренности у всех детей разная. Гениальность встречается у одного ребенка на 3 миллиона. Чаще проявляется высокая одаренность в какой-либо одной или смежных областях знаний.

Выделяют три разновидности вундеркиндов:

  • одаренные;
  • носители таланта;
  • саванты.

Одаренные дети сразу выделяются среди сверстников. Они обладают высоким интеллектом, рано проявляют творческие способности на высоком уровне.

Гении обладают ярко выраженным талантом в какой-либо одной области, например, как Моцарт в музыке. При этом им жизненно необходимо выражать свой талант: они относятся к этому как к своему главному предназначению в жизни.

У вундеркиндов-савантов ситуация выражена совсем по-другому. Они могут проявлять ограниченные интеллектуальные способности, выглядеть отсталыми рядом с основной массой детей, однако обладать ярким талантом в одной области, иметь феноменальную память и какое-либо заостренное чувство, например, чувство времени.

Савантов часто сравнивают с аутистами. Действительно, у них много общих поведенческих черт, однако саванты – это не болезнь, а форма проявления таланта и личности.

Откуда берутся такие дети? Чаще всего, причина кроется в генетических сплетениях. Но порой гении рождаются в обычных семьях, где волей случая для них создаются подходящие условия развития.

Смог бы Моцарт добиться таких успехов, если бы ни его отец-музыкант, вовремя рассмотревший одаренность сына? Чтобы гений созрел, необходимы соответствующие условия.

Одаренный мозг: есть ли отличия?

Ученым, которые заинтересовались феноменом вундеркиндов, стало интересно, как работает мозг таких людей. Существуют ли отличия от людей со средними способностями?

В 2012 году был проведен эксперимент, для которого были выбраны 8 феноменальных личностей разного возраста. Имена подопытных, участвовавших в эксперименте, не разглашались. Большая часть из них имела уникальные способности в музыке и математике.

В результате опытных экспериментов ученым удалось выяснить, что у этих людей была удивительная оперативная память. Она позволяла не только запоминать длинные сочетания цифр, но и производить с ними расчеты.

Еще одна особенность – высокий интеллект, который проявило большинство участников в результате тестирования.

Также ученые установили еще одну странность: вундеркинды очень близки к аутистам своим повышенным вниманием к деталям. В то же время природа уберегла их от отрицательных проявлений этой болезни, а полученные особенности только заострили одаренность.

Однако вопросами гениальности исследователи заинтересовались задолго до названной даты. В 1891 г. итальянский врач Чезаре Ломброзо издает работу «Гениальный человек», а еще раньше, в 1869 году, была представлена работа двоюродного брата Чарльза Дарвина Фрэнсиса Гальтона «Наследственный гений».

В ней на основе исследования генетики 20 гениальных художников и музыкантов было подтверждено, что гениальность передается генетически. Этот вывод подтвержден и сегодня.

Однако гены не единственная составляющая гения. Еще в древности зародилась мысль о родстве гениальности и безумства, иначе говоря, душевной болезни. Так что близость вундеркиндов и аутистов отнюдь не случайна.

Современный уровень технического оборудования позволил проследить, как действует мозг гения в моменты работы с информацией и отдыха. Для эксперимента были использованы данные МРТ. Оказалось, что во время отдыха мозг вундеркинда работает намного быстрее и продуктивнее.

А теперь вспомним, что таблица Менделеева явилась ее автору во сне. Многие поэты писали о бессознательности творчества. Вспомните хотя бы «Памятник» А.С.Пушкина, где он взывает к музе!

А вот ранее сделанные выводы насчет высокого IQ у одаренных людей оказались не столь однозначными. Среди них могли встречаться люди с высоким уровнем интеллекта согласно тесту, но далеко не всегда.

Этот факт легко проследить по биографиям гениальных людей. А.Пушкина просто выгоняли с уроков математики, Энштейн вообще плохо знал в школе этот предмет, а Циолковского выгнали из института.

Наоборот, людям с высоким IQ было легче устроиться в обществе, обустроить личную жизнь, т.е. прожить как обычный среднестатистический человек. Так что тест IQ не показатель!

А вот нестандартность мышления присутствует у всех гениев. При решении проблемы они не следуют уже установленным алгоритмам, а вырабатывают собственные идеи, порой нелепые.

Из всех перечисленных особенностей и складывается гениальность. Но самое интересное состоит в другом: ученые провели исследования сумасшедших людей и установили у них в мозге нейронные связи, похожие на те, что были у гениев. Так что гений и безумство действительно стоят рядом!

Судьбы вундеркиндов: проблемы социализации

Современные газеты часто публикуют статьи о вундеркиндах, о том, что они могут, какие проявляют необычные способности. Как правило, такие заметки возникают, когда ребенка только обнаруживает пресса, и его судьба еще не решена.

Увы, последующая судьба таких детей в большинстве случаев складывается трагически. Отсутствие понимания среди сверстников, трудности с социализацией и личной жизнью, умственное и душевное напряжение, разочарования приводят к душевным или физическим болезням. Редко, когда обстоятельства складываются удачно, и ребенок находит адекватных педагогов и продолжает двигаться вперед.

Примеры судеб многих гениальных детей вызывают жалость: они не смогли справиться с общественным отчуждением, впали в депрессивное состояние и душевную болезнь. Худшим исходом становилось самоубийство.

Вот некоторые известные дети-вундеркинды:

  • Акрит Ясвал. Мальчик из Индии, проведший свою первую хирургическую операцию в 7 лет. Сегодня является магистром прикладной химии и занимается поиском лекарств от рака.

  • Камерон Томпсон. Юный математик из Уэльса, один из математических гениев в мире. Сегодня его путь осложнен болезнью Аспергера – специфическая форма аутизма.
  • Джейкоб Барнетт. Американский математик, в 10 лет ставший студентом университета в Индианополисе. Сейчас работает над диссертацией в области квантовой физики.

  • Павел Коноплев. В 16 лет поступил в университет, в 18 лет – в аспирантуру. После этого его постигла тяжелая душевная болезнь.

Сегодня детям-гениям стали уделять больше внимания. Для них создаются отдельные программы по обучению, ведется работа с психологами по их социализации. В США и Японии такие программы существуют уже давно: там поняли, что мозг – самая большая ценность нации.

В Росси это направление только начинает развиваться. Разрабатываются программы для одаренных детей, выдаются премии и стипендии, проводятся телепередачи, где такие ребята имеют возможность показать себя.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в соц. сетях. До новых встреч, дорогие читатели!

Екатерина Чеснакова
Екатерина Чеснакова, мама двоих детей. Специалист по фармацевтической химии. Закончила Одесский университет им. Мечникова по специальности химик. фармацевт.Имею стаж работы более 10 лет начиная от простого фармацевта до начальника отдела закупок. Разбираюсь в лекарствах, прошла курс фармакологии (более 300 часов с практическими занятиями). Защитила диплом с отличием по теме "Трансдермальное проникновение препаратов 1, 4 -бенздиазепинового ряда".Имею второе высшее образование по специальности "Экономика предприятия".Выросла в семье медиков: бабушка, дедушка, тетя. Всегда интересовалась и буду интересоваться медициной с точки зрения безопасности и ответственности. Против применения антибиотиков без назначения врача, за прививки при разрешении педиатра.
Оцените автора
Chesnachki.ru
Добавить комментарий

  1. Елена

    В сегодняшнем мире очень сложно детям, которые сильно отличаются от других. В первую очередь — морально, психологически. Помню из личного опыта, у нас в классе учился мальчик вундеркинд. Он сильно отличался от основной массы, у него были совсем другие интересы и над ним постоянно насмехались.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Да, им не просто. Но в детстве многое зависит от родителей, которые должны правильно организовать быт и общение ребенка — вундеркинда.

      Ответить
    2. Иннокентий

      Да, соглашусь — этим деткам не просто в люычном коллективе...

      Ответить
  2. Lara

    я, конечно, не вундеркинд, но почти все стихи приходили ко мне во сне, вставала и записывала, а утром дорабатывала...

    Тоже заметила, что многие одаренные дети страдают аутизмом...

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Просто их мало и зачастую их не понимают. Круга общения нет.

      Ответить
  3. Елена

    Бывают такие одарённые дети, что диву даёшься. На той неделе в программе «Удивительные люди» показывали девочку, которая в четыре года знает 7 языков, причём свободно разговаривает и легко читает на каждом из них. Обычным взрослым это не под силу, не то, что ребёнку.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Это моя мечта, выучить столько языков и свободно разговаривать.

      Ответить
  4. Ольга Парфенова

    А я всегда завидовала таким людям, хотя может им и сложно жить среди обычных людей. Зато какие у них знания!!

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Да, их знания уникальны. Благодаря таким людям и существует понятие «научный прогресс».

      Ответить
  5. Lara

    я думаю, такие дети во все времена вызывали настороженное отношение к себе, они настолько другие! Думаю, что им нелегко... Вот решили бы проблему, как им помочь, вот от этого было бы много пользы и им и всему человечеству

    Ответить
  6. Евгения

    Где-то я читала такую статью, в которой обсуждалось, что это у вундеркиндов с мозгом что- то не так, и поэтому они не такие как все. Или мы все слегка недоразвитые, поскольку не можем того, что могут они. Вопрос остался открытым.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Они просто мыслят по другому и их немного меньше, чем нас.

      Ответить
  7. Ольга Смирнова

    Необычным одаренным детям тяжело, наверно, от того, что их не понимают окружающие, у них мало общения потому, что им не интересно общаться с обычными людьми, а похожих себе у них нет, вот и возникают потом психологические проблемы. А еще я думаю, что их мозг чрезмерно нагружен, а в последствии не выдерживает такой нагрузки и «срывается».

    Ответить
  8. Елена

    Не знаю, правда это или нет, но я где-то читала, что обладание необычными интеллектуальными и творческими способностями передается генами. 😐

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Возможно, Елена.

      Ответить
  9. Нина

    Может полетят в меня тапки), но мне немного даже жаль таких детей. Ведь из продолжительность жизни короче, аутизм и многое другое у них тоже присутствует. Да ребенок умен, но сколько этот ум приносит проблем организму.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Какие тапки? Полностью согласна, Нина.Этим деткам сложнее адаптироваться в нашем мире.

      Ответить
      1. Нина

        Какие тапки? Да я как то в соц сети написала подобный комментарий и понеслось в мою сторону...столько негатива.

        Ответить
  10. Вера

    А я сталкивалась с другой печальной ситуацией, когда родителям очень хотелось, чтобы у них был ребенок вундеркинд, но он рождался совершенно обычным и почти с самого начала был огромным разочарованием для родителей. Все же вундеркинды одни на миллионы, а вот не все родители хотят это понимать. Пытаются потом из них вылепить то, чем они не являются, записывают на все возможные занятия, приводят репетиторов и каждый день только и делают, что разочаровываются в маленьком человеке, который не подходит под их мечты. Для ребенка это огромное психологическое давление. Думаю, жизнь у таких детей крайне сложная.

    Поэтому выходит, нельзя ошибиться. Если родится маленький вундеркинд, надо знать как помочь ему полноценно жить в обществе, которое отличается от него самого.

    А если ребенок не обладает никакой гениальностью, не делать его в этом виноватым. Дети не несут ответственность за то, что мечты взрослых не сбываются. Это проблема взрослых.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Да, Вера. Такое встречается сейчас довольно часто. Но это, думаю, тема для другого разговора. А именно — психологические проблемы родитемей, комплекс недолюбленности и т.д.

      Ответить
  11. Арина Широкова

    Удивительные дети. Я знаю одного мальчика, который в 4 года рассказывал про работу электростанции. Это круто. Все смотрели на него, как на чудо. Он и умный и активный. Интересный ребёнок. Теперь он подрос, но всё равно как не от мира сего. Ждём что будет дальше.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Интересно понаблюдать за его развитием. Я тоже одного такого ребенка знаю. Родители очень грамотно построили его общение с окружающим миром и я думаю, что ему будет легко приобщиться к внешним изменениям...

      Ответить
  12. Светлана

    А есть ли у таких детей детство? Если они все время занимаются, учатся? Все равно в детстве нужно наиграться.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      А у этих деток другое понятие игры. Для обычных игра — покатать машинку, а для вундеркинда, например, рассчитать скорость с которой она проедет из пункта А в пункт В.

      Ответить
  13. Таисия

    Сейчас на ТВ идет передача «Удивительные люди». Там дети, действительно вундеркинды. Как можно в 5 лет знать в совершенстве 8 языков (кроме русского). Эта девочка из Питера меня просто ошарашила. Конечно, с такими детьми надо обязательно заниматься, иначе талант этот уйдет в никуда.

    Ответить
  14. Татьяна

    Екатерина, вундеркиндам непросто, видела передачу, что во взрослой жизни они становятся людьми со способностями зачастую даже ниже среднего, им очень сложно к этому привыкнуть, тк всю жизнь ими только восхищались. Я бы не стала поощрять своего ребенка становится вундеркиндом, особые способности — хорошо, но шум поднимать не стала бы из-за этого.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Наверное это правильная позиция, Татьяна. Проведу аналогию с детьми, которые рано узнали популярность, т.е. юные звезды кино и телевидения. Многие из них выростая, разочаровываются в жизни.

      Ответить
  15. Юрий

    Я считаю неправильным разделять детей на вундеркиндов и не вундеркиндов. Каждый ребёнок развивается по разному и акцентирование внимания на чьём-то превосходстве не принесёт ничего, кроме вреда. Что и подтверждается в Вашей статье.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Спасибо, Юрий. Ваше мнение принято, есть над чем поразмыслить.

      Ответить
  16. Лидия/tytvkysno.ru/

    Дети-вундеркинды это дети с очень развитой чувствительностью, отсюда "депрессивные состояния и душевные болезни.

    Ответить
    1. Екатерина Чеснакова автор

      Это верно.

      Ответить