Как проводить занятия по артикуляционной гимнастике для детей 6-7 лет в детском саду в стихах?

Трехлетки

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня становится все больше детей, имеющих проблемы с речью и произношением звуков. Такая тенденция настораживает. Чтобы научить малыша  хорошо говорить, требуется логопед. Но здесь возникает несколько трудностей.

Во-первых, не все родители могут оплатить частные занятия 2-3 раза в неделю, во-вторых, хорошего логопеда тоже надо поискать. Как выход из положения, можно подыскать логопедический детсад и водить туда малыша.

Там работают логопеды, проводится артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет в детскому саду в стихах. Что же могут предложить воспитатели?

Что это такое?

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на совершенствование артикуляционной моторики. Чтобы речь была четкой и внятной, нужны крепкие и развитые мышцы языка, челюсти и диафрагмы.

Если движения нечеткие, смазанные, слабые, дикция тоже будет плохой, а некоторые звуки, например, Р, Л, шипящие, дети могут вовсе не выговаривать по причине слабости артикуляционных мышц.

В логопедических детских садах некоторые специальные занятия могут проводиться в группе. Так, их можно проводить сразу с несколькими детьми.

Какие же упражнения можно проводить в детсадовской группе? В своем блоге я предлагаю артикуляционную гимнастику в картинках, что облегчит педагогам задачу и позволит логопедам наглядно показать малышам, как выполнять упражнения.

Рекомендации

  1. Лучше выполнять движения несколько раз в день. В группе это число должно доходить хотя бы до трех раз: утром, перед обедом и после сна. Длительность занятий – от 3 до 5 минут. За это время следует делать не более 2-3 упражнений, одно из которых может быть новым, а остальные даются для закрепления.
  2. Динамические движения (где позы органов артикуляции нужно каждый раз менять) выполняются 5-8 раз. Статические позы надо удерживать не менее 10 секунд.
  3. Позы даются детям от простого к сложному. Зарядка проводится в форме игры.
  4. Заниматься нужно в спокойном состоянии, сидя и держа спину прямо. Ноги при этом не должны двигаться.
  5. Начинать заниматься лучше всего с упражнений для губ.

Алгоритм выполнения простой:

  1. Логопед показывает движение.
  2. Ребенок выполняет его.
  3. Если оно было выполнено неправильно, педагог поправляет, при необходимости используя шпатель или другие инструменты.

Ниже будут приведены занятия с описанием для постановки некоторых звуков, которые хуже всего получаются у малышей.

Упражнения

 «Р»

Для постановки звука Р подойдет следующая гимнастика:

    • Щетка. Губы находятся в улыбке и немного приоткрыты. Языком с внутренней стороны достать верхние зубы и «почистить» их с одной стороны в другую.
    • Маляр. Рот приоткрыт в улыбке. Язычком погладить верхнее небо, переводя его вперед и назад.
    • Мяч. Сделать приоткрытую улыбку, высунуть язык и произнести «ф». Можно посоветовать детям представить, будто они сдувают ватку.
    • Варенье. Приоткрыть челюсть и кончиком облизать верхнюю губу вверх-вниз, а затем из стороны в сторону.
    • Барабанщик. Улыбнуться, приоткрыть челюсть и, касаясь кончиком верхних альвеол, произнести «д», постукивая как молоточком.

Эти занятия направлены на развитие подвижности уздечки, что создает благоприятные условия для произнесения «р».

«Л»

Для постановки звука Л рекомендуется выполнять такие движения:

  • Непослушный язычок. Открыть рот и высунуть язык так, чтобы он спокойно лежал на нижней губе. Немного прикусывая его, произносить «пя, пя, пя».
  • Гудящий пароход. Открыть слегка рот и произносить «ы», при этом язычок должен находиться у нижних зубов, а спинка выгнута.
  • Качели. Приоткрыть рот и растянуть его в улыбку. Краем достать до верхних зубов с внутренней стороны, затем положить язык так, чтобы он спокойно лежал внизу, а его кончик касался нижних зубов.
  • Лошадка. Кончиком цокать, приоткрыв рот.
  • Тихая лошадка. Все движения из предыдущего упражнения надо производить без звука.
  • Дует ветер. Ротик приоткрыть в улыбке, коснуться язычком верхних зубов и подуть.

Выполняя эти рекомендации, можно быстрее научиться говорить Л.

«С»

Для произнесения звука С потребуется следующая гимнастика:

  • Ветерок. Положить на ладонь ватку и дуть, произнося С. Ватку нужно сдуть с рук.
  • Насос. Говорить звук С и одновременно делать руками движения, похожие на те, когда качаешь насос.
  • Мячик в воротах. Кончик языка поставить так, чтобы он касался нижних зубов. Перекатывать шарик по языку, выгибая или расслабляя отдельные его части. Движение довольно сложное и дается не сразу.
  • Трубочка. Губы вытянуть вперед в трубочку и удерживать так некоторое время.
  • Шаги. Касаться окончанием верхних и нижних зубов сначала с внутренней стороны, затем с внешней.
  • Забор. Сомкнуть зубы и растянуть губы в улыбку. Удерживать позу некоторое время.
  • Чашечка. Выдвинуть вперед язык и приподнять его края, чтобы внутри образовалась впадина.

Артикуляционная гимнастика очень полезна для детей. Именно в 6 лет она поможет совершенствовать дикцию и сделать речь четкой и внятной.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в соц. сетях. До встречи, уважаемые читатели!

Екатерина Чеснакова
Екатерина Чеснакова, мама двоих детей. Специалист по фармацевтической химии. Закончила Одесский университет им. Мечникова по специальности химик. фармацевт.Имею стаж работы более 10 лет начиная от простого фармацевта до начальника отдела закупок. Разбираюсь в лекарствах, прошла курс фармакологии (более 300 часов с практическими занятиями). Защитила диплом с отличием по теме "Трансдермальное проникновение препаратов 1, 4 -бенздиазепинового ряда".Имею второе высшее образование по специальности "Экономика предприятия".Выросла в семье медиков: бабушка, дедушка, тетя. Всегда интересовалась и буду интересоваться медициной с точки зрения безопасности и ответственности. Против применения антибиотиков без назначения врача, за прививки при разрешении педиатра.
Оцените автора
Chesnachki.ru
Добавить комментарий