Анскулинг — жизнь без школы, возможно ли такое?

Добрый день, дорогие читатели!

Знакомы ли вы с термином «анскулинг»? Думаю, далеко не все из вас. Это направление в образовании появилось сравнительно недавно. Суть его состоит в том, что малыш обучается дома, задавая вопросы и получая на них ответы.

Это философия, предполагающая домашнее обучение. Но не будем удовлетворяться общими фразами. Рассмотрим подробно анскулинг что это и как поступать родителям, практикующим это направление в философии образования?

Как возникло?

Анскулингом принято называть философию и практику образования, которая учитывает, прежде всего, интересы детей. При этом кроха обучается без отрыва от семьи. Жизнь его довольно разнообразна, он задает многочисленные вопросы и получает ответы на них от родителей. В результате малыш получает бесценный жизненный опыт, на котором и учится.

Домашнее обучение не предполагает занятия с учителями, репетиторами. Дети обучаются по специальной программе. Некоторые приверженцы анскулинга допускают сдачу школьных предметов экстерном, получить аттестат зрелости и пройти обучение в дальнейшем в ВУЗе. В высшем образовании они не находят недостатков, а вот школьное образование их не устраивает.

Термин «анскулинг» был придуман не так давно, в 1970-х годах. Произошло оно от двух слов: un – не, schooling – школьное обучение (unschooling). Иное название – хоумскуллинг, произошедшее от двух слов (home – дом, schooling – обечение). Впервые применил эти термины Джон Холт. Впоследствии его стали называть «отцом» домашнего обучения.

Доводы «за»

Наверное, вас удивит такой нестандартный подход к обучению детей, дорогие читатели. Какие же доводы в пользу своей философии приводят анскулеры?

  • Школа убивает стремление к знаниям, заменяя на желание только получать отметки.
  • Социализация в школе искажена. Она заменяется выживанием или условиями дисциплины, которые диктует учитель.
  • Учеба превращается в принуждение. У крохи нет собственного желания ставить перед собой цели и с удовольствием достигать их.
  • Школа не направлена на развитие индивидуальности.
  • Познавательный процесс ограничен требованиями программы, задачами, которые ставятся только «здесь и сейчас»
  • Права ребят часто ущемляются. Школа не нацелена на интересы отдельного человека.
  • Школьная программа дает только стандартные умения и навыки, не учитываются интересы и способности конкретного малыша.
  • Обучение в школе занимает много времени. Дети почти лишены детства, что особенно актуально для младших школьников.
  • Школа ограничивает самостоятельность и выбор средств для решения той или иной проблемы.
  • Школьники ограничены в движении, в результате чего возникают медицинские проблемы.

Доводы, конечно, весьма веские, но получится ли у родителей самостоятельно дать детям нужный объем знаний? В отношении анскулинга существует много доводов против:

  • Без школы дети не получают системных знаний. Несмотря на приверженность к «зубрежке», школа все же заставляет думать.
  • Без школы дети не научатся социализации. Кружки и секции не заменят общения в школе.
  • Не у всех родителей есть возможность сидеть дома с детьми. Предоставленный сам себе малыш обучаться не будет.
  • В будущем человеку будет трудно найти работу, так как он не привык работать в группе. Это ограничит его в выборе профессии.

Пока доводы против звучат убедительнее. Анускулинг подходит далеко не всем. Законно ли это? Не лишают ли родители свое чадо ценного опыта?

Вопрос о законности

В некоторых странах посещение школы обязательно, например, в Германии. Существует много стран, где обучаться на дому можно только по медицинским показаниям. Однако есть и немало стран, где анскулинг разрешен. Например, в провинциях Канады и США родители могут обучать малыша на дому, и это не запрещено законом.

На вопрос, где распространено домашнее обучение, ответить сложно. География анскулинга может ограничиваться отдельными регионами, глухими провинциями, где у взрослых нет возможности водить детей в школу. Это и страны, где более свободно относятся к вопросу получения знания.

В России нет закона, который бы разрешал анскулинг. Однако сдача экзаменов в школе экстерном при отсутствии посещения допускается.

Начинающим анскулерам

Какие действия предпринять родителям, которые решили последовать модному направлению? Как проводить обучение? Даю несколько советов, которые помогут сориентироваться в педагогических методах и составить собственный путь обучения:

  • Не выбирайте крохе задания, а позвольте ему вести вас. Малыш сам знает, что ему интересно в данный момент. Незаметно дайте ему все необходимое для решения задачи, а затем ждите, пока он обратится к вам за помощью. Тогда анскулинг будет веселым и приятным.
  • Все вокруг нас способствует обучению. Дети, которые посещают школу, убеждены, что существуют вещи, предназначенные для обучения, и не подходящие для этого. В теории анскулинга даже сложные школьные предметы входят в ежедневный быт детей.
  • Спонтанность и любознательность превыше способности удерживать внимание.
  • Отдых так же важен для детей, как и активность. Если взрослые не видят явного усвоения информации, это не значит, что его нет.

  • У каждого крохи есть свой внутренний график усвоения тех или иных знаний и навыков. Например, каждый малыш обучается чтению в свое время.
  • У детей не должно быть страха перед взрослыми. Они должны ощущать свободу.
  • Позвольте малышу найти собственный путь изучения тех или иных предметов.
  • Анскулинг – это и школа для родителей. Они тоже должны проявлять интерес и любознательность.
  • Анскулинг – освобождение от общепринятых норм освоения материала и наслаждение тишиной детских площадок, общением со своим ребенком.
  • Развлекайтесь и находите интересное в жизни всей семьей. Это обучение не только для малыша, но и для взрослых, которым предстоит изменить свое отношение к окружающему миру.

Учитывая эти рекомендации, нужно всегда найти тонкую грань между обычным весельем и ничегонеделаньем и тонким процессом обучения на основе самой жизни. Думаю, это пока доступно не каждому.

Сегодня мы все разобрались что это такое анскулинг. Лично я для себя решила, что не смогла бы так заниматься с детьми.

Вспоминая, как я готовила сына к школе, я понимаю, что эта методика не для меня. А что вы думаете по поводу такого вида обучения? Пишите в комментариях, рассмотрим возможные варианты.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в социальных сетях.

До новых встреч, дорогие друзья!

Похожие статьи

10 важных мелочей, которые много значат для наших детей

Всем привет! Знаете ли вы, дорогие мамы и папы, что для того, чтобы сделать вашего ребенка счастливым, иногда достаточно простых мелочей. Именно из этих мелочей, я считаю, складывается большое и значимое слово «счастье». Счастье в глазах ваших детей — что может быть лучше. И я

Оставить комментарий Читать полностью »

Чем лечить атопический дерматит у грудничка: лекарства, народные средства, а так же правильное питание мамы

Приветствую вас, дорогие читатели! Дерматиты часто встречаются у маленьких детей и доставляют множество неприятностей. Кожа краснеет, становится чувствительной, отчего грудничок, а вместе с ним и мамочка, теряют покой и сон. Кроме того, заболевание может быть крайне опасным. Рассмотрим, что значит а

Оставить комментарий Читать полностью »

До какого возраста пеленают ребенка для его правильного развития?

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. Сегодня у нас будет новая, очень интересная тема — конечно, касаемо наших любимых деток. Оптимальным выбором для грудничков является пеленание — в пеленках карапузам намного комфортнее и теплее. Но здесь возникает вполне логичный вопр

Оставить комментарий Читать полностью »

Оставить комментарий

 ;-)  :|  :x  :twisted:  :smile:  :shock:  :sad:  :roll:  :razz:  :oops:  :o  :lol:  :idea:  :grin:  :evil:  :cry:  :cool:  :???:

  • 09/05/2016 | Ответить
    Алевтина

    Анскулинг для меня новое слово и понятие. Наверное это здорово, моя младшая дочка всегда была сторонницей такого обучения, но мы пошли по другому пути, стандартному.

    Конечно и минусов много в таком обучении. Ребенку будет труднее в смысле общения в будущем.

  • 09/05/2016 | Ответить
    Алёна Кравченко

    Мы живем в обществе... И очень важно познавать все его грани... Учиться и получать опыт. У нас знакомая на домашнем обучении. Они веганы и против школ... Не знаю, как будет, они вот только решились на такое.

  • 09/05/2016 | Ответить
    Владимир

    Здравствуйте, Екатерина, я вам как педагог могу сказать, что в нашей стране такая форма обучения называется «семейное обучение», ничего общего с «надомным» она не имеет. При надомном: должны быть медицинские показания, препятствующие обучению в школе и учителя по индивидуальному учебному плану приходят к таким детям обучать их на дому.

    При семейном обучении предусмотрено обучение в семье — тот самый анскулинг, но аттестацию ребенок проходит в школе. То есть раз в четверть 9триместр, полугодие) приходит в школу и получает аттестацию (пишет тесты или контрольные и т.п.)

    По опыту знаю, что ни к чему хорошему семейное обучение не приводит.

  • 10/05/2016 | Ответить
    seoonly.ru

    Жизнь сама всему научит??)) НЕ, без школы никак

  • 10/05/2016 | Ответить
    Ника

    Что-то в этой системе вс еже есть...

  • 10/05/2016 | Ответить
    Оксана

    Впервые слышу о таком понятии, как анскулинг, хотя о семейном обучении слышала. Лично я считаю, что ребенку, который получает образование по такому методу, будет трудно научиться общаться со своими сверстниками, а в дальнейшем взаимодействовать с окружающими его людьми. В крайнем случае таким детям нужно хотя бы посещать кружки, где они общаются друг с другом и у них есть общие интересы.

  • 10/05/2016 | Ответить
    Lara

    У меня школа не убила интерес к знаниям, наоборот... Такое движение мне не понятно... всегда найдется кто-то, кто знает «лучше»... Не знаю, не знаю... :shock:

  • 10/05/2016 | Ответить
    Lara

    я сама педагог — знаю, что в 19 веке в Англии детям позволили развиваться (в рамках эксперимента) как бог на душу положит, мол, природа вырулит... не ждали до конца года — дети превращались в зверенышей... и кто что там дома будет детям преподавать, то не ясно! :|

  • 10/05/2016 | Ответить
    Наталья

    Мыслей много, аж растерялась, что и как написать. 1. Удовольствие не из дешёвых. 2. Ребёнок лишается естественной среды сверстников, т.е. не проходит социализацию. 3. Всё равно должна быть какая-то система обучения.

  • 11/05/2016 | Ответить
    Alejandro

    Вродебы всё хорошо, но без социализации дети очень долго остаются в «детстве».

  • 11/05/2016 | Ответить
    нина

    У мужа есть знакомые, которые подумывают о домашнем обучении, потому как ребенок не может найти общий язык с классом. Не знаю к чему это приведет, конечно.

  • 11/05/2016 | Ответить
    Надежда

    На мой взгляд такая модель реальна лишь до определенного возраста — максимум лет до 9-10. Далее возрастает не только объем знаний, которые необходимо дать ребенку, но и глубина этих знаний. Такое возможно, если только нанимать репетиторов. А ведь ребенок еще должен учиться выстраивать социальные контакты... Согласна со многими — это утопия.

  • 11/05/2016 | Ответить
    Людмила

    Семеное обучение — это здорово! Но невозможно при сегодняшних условиях в нашей стране. Дорого и неприемлемо, а уж какие учителя буду родители, даже трудно представить!

    А вот вернуть гувернанство, как до революции — вполне приемлемо, хотя бы для отдельной категории детей. Но тогда должен быть институт этих гувернанток и гувернёров.

    Либо школе надо кардинально меняться, правда, она это делает всю жизнь, но день ото дня становится всё хуже. Наша школа советская — была лучшей в мире и то вспоминаются такие жуткие моменты..., но хоть знания были прочней.

  • 11/05/2016 | Ответить
    Андрей

    Все-таки школа дает не только знания. Это еще и школа общения.

  • 13/05/2016 | Ответить
    Ольга Суворова

    Давно интересно было узнать о домашнем обучении. Не знала, что это называется анскулинг. Согласна с вами, что сегодняшняя система обучения в школах совершенно не прививает желания учиться. Я, к примеру, очень люблю читать, иногда и перечитываю понравившиеся произведения. Однако до сих пор не брала в руки ни одну книгу с произведениями, который нас заставляли изучать в школе. Хотя, конечно, и в домашнем обучении существует много минусов.

  • 13/05/2016 | Ответить
    Елена Касатова

    Как бы мы не относились к школе, все-таки она нужна, ведь не только в знаниях дело. Там люди учатся общаться между собой, это не менее важно. Хорошо, если это большая многодетная семья, а если ребёнок один в семье...

  • 14/05/2016 | Ответить
    Саша

    Интересная тема, но такое понятие как анскулинг первый раз слышу. Еле выговорила)

    У меня ребенок во втором классе сейчас и как представлю что ей еще 8 лет туда ходить, так сразу забрать её хочется( Но понимаю что школа всё-таки нужна, хотя бы для общего развития и социализации...

    А чтоб отвращение к школе у детей небыло, не нужно заставлять их учиться! Я если вижу что ребенок устал или просто не хочет идти в школу, то разрешаю прогулять, но не часто.

    Никогда не заставляла делать уроки и не сидела с ней над ними. И при всём этом учится она на отлично и уроки все всегда сделаны... бывают и 3 и 2 пару раз, но итоговая всегда 5)

    Кстати за первую 2 я подарила ей подарок!) Меня никто не понял, но результат я вижу — она не боится их получать, не напрягается над учебой, не чувствует принуждения — полная свобода и в итоге гуд!)

    Расписала) Спасибо за интересную статью...

  • 18/05/2016 | Ответить
    Ирина

    На мой взгляд, домашнее обучение, если нет показаний по здоровью, не лучший вариант. Мы живем в обществе и это самое главное.

  • 19/05/2016 | Ответить
    Елена

    Качество школьного образования, сколько себя помню, ругают. и в моем детстве ругали, и в юности, а уж теперь — особенно. И эта критика имеет под собой основания. Только вот не вижу я в качестве альтернативы современной школе анскулинг. Сама по себе идея — великолепная. Реализовать ее качественно, даже только по направлению обучения, без решения задачи социализации — крайне трудно. Возможно, что у кого-то получается.

  • 22/05/2016 | Ответить
    Таисия

    Про анскулинг слышу впервые. Прочитав про это направление обучения, я была бы, скорее всего, против него. Для меня самый главный довод, это отсутствие общения со сверстниками, ведь в будущем ребенку надо будет дальше учиться и работать в обществе. А при таком обучении у него не будет навыков поведения среди людей.Это получается своего рода « маугли».

  • 26/05/2016 | Ответить
    Максим

    Добрый день, Екатерина! Вариант конечно интересный и можно найти много плюсов, но общение со сверстниками надо восполнять каким-то другим способом.

  • 28/05/2016 | Ответить
    Александра

    Екатерина, здравствуйте! Моя дочка еще совсем маленькая, но еще до ее рождения я задумывалась о домашнем обучении. Пока эта идея крепко сидит в моей голове и я ищу информацию по этому вопросу. Если до 4 класса еще реально мне самой обучать ребенка, то дальше я без репетиторов не обойдусь. Сейчас очень много репетиторов онлайн, много разных интересных обучающих программ — и физика, и математика, где ребенок будет увлечен этими предметами. Но на все нужны деньги, время и силы))) Поэтому я пока в раздумьях))) может подыщу альтернативу обычной общеобразовательной школе. Но у меня есть примеры многодетных семей на таком обучении — ничего, все образованы, общительны и мама не измождена ) вобщем, есть к чему стремиться! ;-)

  • 02/06/2016 | Ответить
    Дмитрий

    Статья любопытная. Сразу возникает вопрос — а как же быть с социализацией ребенка? Ну понятно, что учителя могут быть плохие, и вообще, школа полна опасностей :lol: Но в целом, это еще и социум, в котором ребенок получает первые уроки коммуникации и решения тех или иных задач, связанных с общением с другими людьми.

    Словом, неоднозначно. И еще — мне кажется, анскулинг все-таки больше подходить для американской модели общества. У нас, как обычно, все чуточку по-другому

  • 21/07/2016 | Ответить
    Елена

    Мой ребенок на семейном обучении

    Мы закончили 1ый класс.Я пришла к выводу,что не плохо бы перейти на анскулинг.Это после того как я пришла на встречу к за учу школы по поводу промежуточной аттестации.Сколько интересного мне открылось в беседе.

  • 26/03/2017 | Ответить
    Тюльнева Ирина

    Хочу и я поделиться своим опытом и знаниями. Важно понять что вы смешивание понятия. Домашнее образование это когда ребёнок обучается дома под руководством родителя и сдает предметы по четвертями. Есть ещё самообразование, это то же но с упором на то что ребёнок сам обучается с минимальным вмешательством родителя, сдает тоже по четвертями. А анскулинг это обучение вообще без программы и без сдач, это обучение само собой, там не надо обучать, ребёнок спрашивает родители отвечают, ребёнок просит чему то научить родители учат или ведут к мастеру. То есть ребёнок каждую секунду делает свой выбор. Тут важно чтобы сознание родителей было свободно, если родитель будет все время светиться думая что бы ещё подсунуть ребёнку, то оба с ума пойдут) ещё один важный пункт это предоставить ребёнку самому выбрать как он хочет обучаться, обычно к начальной школе детей уже так психологически интригуют, что им безумно интересно, а дальше приходит прозрение, но большинство детей ходят потому что так надо. Нужно понимать что все люди разные, асе по разному воспринимают коллектив, ту саму пресловутую социализацию. Я очень поздно узнала о таком обучении, но заговорила об этом в семье и моя дочь решила что хочет обучаться на семейном обучении. 8 класс она училась дома, надо сказать что я работаю на дому и всегда рядом с детьми ( сейчас я услышала-а ну тогда понятно) да, это мой выбор, я хочу быть свободна и детям ищу пути свободы. Так вот опыт такого обучения был очень хорошим, хотя мы и встретили изначально сопротивление школы, дочь обучалась полностью сама, очень редко что-то спрашивала у меня. Тем кто бриться, надо понять что программа составлена для среднего ума. Ничего заумного в учебниках нет. И если вашему ребёнку не даются предметы значит он не тому обучается. Сейчас мой средний сын ходит в школу, мы переехали и ему было любопытно сходить в новую школу, теперь уже он точно знает что в школе он обучаться не хочет и я ему предоставлю возможность обучаться, а точнее жить в анскулинге. Ещё раз хочу повториться что надо смотреть на интересы ребёнка, если ему надо в кричащую шумную компанию и он тоскует по школе, значит ему туда, если ему не комфортно в школе не убивайте личность в своём ребенке позаольтр этому тонкому существу жить там где ему комфортно. Про общение, ребёнок растущий в семье без зажимов прекрасно общается с любым человеком, обучая же его робеть и стесняться, а мы это делаем, нас так научили , мы приаиваем ему комплексы и он не может заговорить с кем то. Как правило школа прививает страх перед взрослыми, хотя ребёнок может полноценно с ними общаться и получать от них знания.

  • 22/01/2018 | Ответить
    Анастасия

    Статья очень поверхностная, чтобы составить полное представление о системе домашнего обучения. Все дети разные! кому-то нужны толпа и шум, просто необходимы, чтобы реализоваться, чтобы чувствовать себя счастливым. А есть дети, которые в слишком активной социальной среде закрываются в себе. И это связано не с тем, что их не научили общаться, а с особенностями их психики и нервной системы. Есть такое направление — векторная психология — которое очень хорошо все это объясняет. Что такое социум в школе, тем более в современной школе — это десятки разных людей, большая часть которых ребенку может быть вообще не интересна и не приятна, но он вынужден с ними общаться, он же социализируется! Мы, взрослые, почему-то позволяем себе выбирать круг общения, а ребенок — нет, пусть выживает в коллективе из 30 человек и находит себе друзей, пусть даже ни один из них не увлекается жуками/роботами/динозаврами/историей замков/древними иероглифами...до бесконечности, которые так ему интересны! К слову сказать, у многих детей и не возникает таких интересов, потому что мы, взрослые, не даем им, этим интересам, развиваться. Многие из нас везут ребенка в палеонтологический музей, если он вдруг спросил про скелеты динозавров? Когда ребенок на домашнем обучении, помимо прохождения основной школьной программы (в своем темпе, без ожидания, когда остальные 29 человек в классе разберутся с темой), у него остается много свободного времени на свои увлечения (семейное образование подразумевает активное участие родителей в поддержании и развитии этих интересов), и тогда он идет в кружки и секции, где и общается. и общается не со всеми подряд, а с теми, с кем ему интересно и полезно общаться. Это к главному доводу противников — что в семейном обучении нет социализации. Такой взгляд слишком узок. У семейного обучения есть свои недостатки, и чаще всего для каждой семьи они разные. Но и у обычной школы недостатков не меньше. Мы боимся, чтобы ребенка в школе не научили курить, ругаться матом, не подсадили на компьютерные игры и еще что похуже, не научили быть жестоким и наплевательским ко всему. А если вдруг заметим что-то из этого, то будем проводить с ребенком беседы, наказывать и сокрушаться «как же так!» (мы сейчас говорим про реалии современной школы и не школы из нашего детства). И при этом мы боимся лишить его этой такой важной «социализации» на домашнем обучении...

C 2015 Блог Екатерины Чеснаковой.

При цитировании материалов сайта прямая ссылка обязательна.

Изучите пользовательское соглашение и политику конфиденциальности.