Анскулинг — жизнь без школы, возможно ли такое?

Добрый день, дорогие читатели!

Знакомы ли вы с термином «анскулинг»? Думаю, далеко не все из вас. Это направление в образовании появилось сравнительно недавно. Суть его состоит в том, что малыш обучается дома, задавая вопросы и получая на них ответы.

Это философия, предполагающая домашнее обучение. Но не будем удовлетворяться общими фразами. Рассмотрим подробно анскулинг что это и как поступать родителям, практикующим это направление в философии образования?

Как возникло?

Анскулингом принято называть философию и практику образования, которая учитывает, прежде всего, интересы детей. При этом кроха обучается без отрыва от семьи. Жизнь его довольно разнообразна, он задает многочисленные вопросы и получает ответы на них от родителей. В результате малыш получает бесценный жизненный опыт, на котором и учится.

Домашнее обучение не предполагает занятия с учителями, репетиторами. Дети обучаются по специальной программе. Некоторые приверженцы анскулинга допускают сдачу школьных предметов экстерном, получить аттестат зрелости и пройти обучение в дальнейшем в ВУЗе. В высшем образовании они не находят недостатков, а вот школьное образование их не устраивает.

Термин «анскулинг» был придуман не так давно, в 1970-х годах. Произошло оно от двух слов: un – не, schooling – школьное обучение (unschooling). Иное название – хоумскуллинг, произошедшее от двух слов (home – дом, schooling – обечение). Впервые применил эти термины Джон Холт. Впоследствии его стали называть «отцом» домашнего обучения.

Доводы «за»

Наверное, вас удивит такой нестандартный подход к обучению детей, дорогие читатели. Какие же доводы в пользу своей философии приводят анскулеры?

  • Школа убивает стремление к знаниям, заменяя на желание только получать отметки.
  • Социализация в школе искажена. Она заменяется выживанием или условиями дисциплины, которые диктует учитель.
  • Учеба превращается в принуждение. У крохи нет собственного желания ставить перед собой цели и с удовольствием достигать их.
  • Школа не направлена на развитие индивидуальности.
  • Познавательный процесс ограничен требованиями программы, задачами, которые ставятся только «здесь и сейчас»
  • Права ребят часто ущемляются. Школа не нацелена на интересы отдельного человека.
  • Школьная программа дает только стандартные умения и навыки, не учитываются интересы и способности конкретного малыша.
  • Обучение в школе занимает много времени. Дети почти лишены детства, что особенно актуально для младших школьников.
  • Школа ограничивает самостоятельность и выбор средств для решения той или иной проблемы.
  • Школьники ограничены в движении, в результате чего возникают медицинские проблемы.

Доводы, конечно, весьма веские, но получится ли у родителей самостоятельно дать детям нужный объем знаний? В отношении анскулинга существует много доводов против:

  • Без школы дети не получают системных знаний. Несмотря на приверженность к «зубрежке», школа все же заставляет думать.
  • Без школы дети не научатся социализации. Кружки и секции не заменят общения в школе.
  • Не у всех родителей есть возможность сидеть дома с детьми. Предоставленный сам себе малыш обучаться не будет.
  • В будущем человеку будет трудно найти работу, так как он не привык работать в группе. Это ограничит его в выборе профессии.

Пока доводы против звучат убедительнее. Анускулинг подходит далеко не всем. Законно ли это? Не лишают ли родители свое чадо ценного опыта?

Вопрос о законности

В некоторых странах посещение школы обязательно, например, в Германии. Существует много стран, где обучаться на дому можно только по медицинским показаниям. Однако есть и немало стран, где анскулинг разрешен. Например, в провинциях Канады и США родители могут обучать малыша на дому, и это не запрещено законом.

На вопрос, где распространено домашнее обучение, ответить сложно. География анскулинга может ограничиваться отдельными регионами, глухими провинциями, где у взрослых нет возможности водить детей в школу. Это и страны, где более свободно относятся к вопросу получения знания.

В России нет закона, который бы разрешал анскулинг. Однако сдача экзаменов в школе экстерном при отсутствии посещения допускается.

Начинающим анскулерам

Какие действия предпринять родителям, которые решили последовать модному направлению? Как проводить обучение? Даю несколько советов, которые помогут сориентироваться в педагогических методах и составить собственный путь обучения:

  • Не выбирайте крохе задания, а позвольте ему вести вас. Малыш сам знает, что ему интересно в данный момент. Незаметно дайте ему все необходимое для решения задачи, а затем ждите, пока он обратится к вам за помощью. Тогда анскулинг будет веселым и приятным.
  • Все вокруг нас способствует обучению. Дети, которые посещают школу, убеждены, что существуют вещи, предназначенные для обучения, и не подходящие для этого. В теории анскулинга даже сложные школьные предметы входят в ежедневный быт детей.
  • Спонтанность и любознательность превыше способности удерживать внимание.
  • Отдых так же важен для детей, как и активность. Если взрослые не видят явного усвоения информации, это не значит, что его нет.

  • У каждого крохи есть свой внутренний график усвоения тех или иных знаний и навыков. Например, каждый малыш обучается чтению в свое время.
  • У детей не должно быть страха перед взрослыми. Они должны ощущать свободу.
  • Позвольте малышу найти собственный путь изучения тех или иных предметов.
  • Анскулинг – это и школа для родителей. Они тоже должны проявлять интерес и любознательность.
  • Анскулинг – освобождение от общепринятых норм освоения материала и наслаждение тишиной детских площадок, общением со своим ребенком.
  • Развлекайтесь и находите интересное в жизни всей семьей. Это обучение не только для малыша, но и для взрослых, которым предстоит изменить свое отношение к окружающему миру.

Учитывая эти рекомендации, нужно всегда найти тонкую грань между обычным весельем и ничегонеделаньем и тонким процессом обучения на основе самой жизни. Думаю, это пока доступно не каждому.

Сегодня мы все разобрались что это такое анскулинг. Лично я для себя решила, что не смогла бы так заниматься с детьми.

Вспоминая, как я готовила сына к школе, я понимаю, что эта методика не для меня. А что вы думаете по поводу такого вида обучения? Пишите в комментариях, рассмотрим возможные варианты.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в социальных сетях.

До новых встреч, дорогие друзья!

Похожие статьи

Во сколько месяцев ребенок переворачивается со спины на живот и обратно?

Добрый день, дорогие родители! С момента появления на свет ваш малыш практически каждый день удивляет вас чем-то новым. Ребенок развивается, осваивает очередной двигательный навык, что часто является предметом гордости, и, не будем скрывать, хвастовства родителей.

Оставить комментарий Читать полностью »

Тест: сможете ли вы сдать ЕГЭ по истории?

  Всем привет. Весна уже вступила в свои права, а вместе с ней и волнения по — поводу сдачи экзаменов. Для меня самый сложный это история. Предлагаю вам пройти тест из 10 вопросов, не могу сказать, что они простые. Но вы точно сможете понять, по силам ли вам будет сдать ЕГЭ по истори

Оставить комментарий Читать полностью »

Как правильно парить ноги при первых признаках простуды?

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. Ну, вот и наступила осень, дует северный ветер, который приносит с собой похолодание. И даже в моем любимом солнечном и морском городе Одесса осень дает о себе знать. Еще неделю назад было так тепло, что многие одесситы купались в море, а уже на этой недел

Оставить комментарий Читать полностью »

Оставить комментарий

 ;-)  :|  :x  :twisted:  :smile:  :shock:  :sad:  :roll:  :razz:  :oops:  :o  :lol:  :idea:  :grin:  :evil:  :cry:  :cool:  :???:

  • 09/05/2016 | Ответить
    Алевтина

    Анскулинг для меня новое слово и понятие. Наверное это здорово, моя младшая дочка всегда была сторонницей такого обучения, но мы пошли по другому пути, стандартному.

    Конечно и минусов много в таком обучении. Ребенку будет труднее в смысле общения в будущем.

  • 09/05/2016 | Ответить
    Алёна Кравченко

    Мы живем в обществе... И очень важно познавать все его грани... Учиться и получать опыт. У нас знакомая на домашнем обучении. Они веганы и против школ... Не знаю, как будет, они вот только решились на такое.

  • 09/05/2016 | Ответить
    Владимир

    Здравствуйте, Екатерина, я вам как педагог могу сказать, что в нашей стране такая форма обучения называется «семейное обучение», ничего общего с «надомным» она не имеет. При надомном: должны быть медицинские показания, препятствующие обучению в школе и учителя по индивидуальному учебному плану приходят к таким детям обучать их на дому.

    При семейном обучении предусмотрено обучение в семье — тот самый анскулинг, но аттестацию ребенок проходит в школе. То есть раз в четверть 9триместр, полугодие) приходит в школу и получает аттестацию (пишет тесты или контрольные и т.п.)

    По опыту знаю, что ни к чему хорошему семейное обучение не приводит.

  • 10/05/2016 | Ответить
    seoonly.ru

    Жизнь сама всему научит??)) НЕ, без школы никак

  • 10/05/2016 | Ответить
    Ника

    Что-то в этой системе вс еже есть...

  • 10/05/2016 | Ответить
    Оксана

    Впервые слышу о таком понятии, как анскулинг, хотя о семейном обучении слышала. Лично я считаю, что ребенку, который получает образование по такому методу, будет трудно научиться общаться со своими сверстниками, а в дальнейшем взаимодействовать с окружающими его людьми. В крайнем случае таким детям нужно хотя бы посещать кружки, где они общаются друг с другом и у них есть общие интересы.

  • 10/05/2016 | Ответить
    Lara

    У меня школа не убила интерес к знаниям, наоборот... Такое движение мне не понятно... всегда найдется кто-то, кто знает «лучше»... Не знаю, не знаю... :shock:

  • 10/05/2016 | Ответить
    Lara

    я сама педагог — знаю, что в 19 веке в Англии детям позволили развиваться (в рамках эксперимента) как бог на душу положит, мол, природа вырулит... не ждали до конца года — дети превращались в зверенышей... и кто что там дома будет детям преподавать, то не ясно! :|

  • 10/05/2016 | Ответить
    Наталья

    Мыслей много, аж растерялась, что и как написать. 1. Удовольствие не из дешёвых. 2. Ребёнок лишается естественной среды сверстников, т.е. не проходит социализацию. 3. Всё равно должна быть какая-то система обучения.

  • 11/05/2016 | Ответить
    Alejandro

    Вродебы всё хорошо, но без социализации дети очень долго остаются в «детстве».

  • 11/05/2016 | Ответить
    нина

    У мужа есть знакомые, которые подумывают о домашнем обучении, потому как ребенок не может найти общий язык с классом. Не знаю к чему это приведет, конечно.

  • 11/05/2016 | Ответить
    Надежда

    На мой взгляд такая модель реальна лишь до определенного возраста — максимум лет до 9-10. Далее возрастает не только объем знаний, которые необходимо дать ребенку, но и глубина этих знаний. Такое возможно, если только нанимать репетиторов. А ведь ребенок еще должен учиться выстраивать социальные контакты... Согласна со многими — это утопия.

  • 11/05/2016 | Ответить
    Людмила

    Семеное обучение — это здорово! Но невозможно при сегодняшних условиях в нашей стране. Дорого и неприемлемо, а уж какие учителя буду родители, даже трудно представить!

    А вот вернуть гувернанство, как до революции — вполне приемлемо, хотя бы для отдельной категории детей. Но тогда должен быть институт этих гувернанток и гувернёров.

    Либо школе надо кардинально меняться, правда, она это делает всю жизнь, но день ото дня становится всё хуже. Наша школа советская — была лучшей в мире и то вспоминаются такие жуткие моменты..., но хоть знания были прочней.

  • 11/05/2016 | Ответить
    Андрей

    Все-таки школа дает не только знания. Это еще и школа общения.

  • 13/05/2016 | Ответить
    Ольга Суворова

    Давно интересно было узнать о домашнем обучении. Не знала, что это называется анскулинг. Согласна с вами, что сегодняшняя система обучения в школах совершенно не прививает желания учиться. Я, к примеру, очень люблю читать, иногда и перечитываю понравившиеся произведения. Однако до сих пор не брала в руки ни одну книгу с произведениями, который нас заставляли изучать в школе. Хотя, конечно, и в домашнем обучении существует много минусов.

  • 13/05/2016 | Ответить
    Елена Касатова

    Как бы мы не относились к школе, все-таки она нужна, ведь не только в знаниях дело. Там люди учатся общаться между собой, это не менее важно. Хорошо, если это большая многодетная семья, а если ребёнок один в семье...

  • 14/05/2016 | Ответить
    Саша

    Интересная тема, но такое понятие как анскулинг первый раз слышу. Еле выговорила)

    У меня ребенок во втором классе сейчас и как представлю что ей еще 8 лет туда ходить, так сразу забрать её хочется( Но понимаю что школа всё-таки нужна, хотя бы для общего развития и социализации...

    А чтоб отвращение к школе у детей небыло, не нужно заставлять их учиться! Я если вижу что ребенок устал или просто не хочет идти в школу, то разрешаю прогулять, но не часто.

    Никогда не заставляла делать уроки и не сидела с ней над ними. И при всём этом учится она на отлично и уроки все всегда сделаны... бывают и 3 и 2 пару раз, но итоговая всегда 5)

    Кстати за первую 2 я подарила ей подарок!) Меня никто не понял, но результат я вижу — она не боится их получать, не напрягается над учебой, не чувствует принуждения — полная свобода и в итоге гуд!)

    Расписала) Спасибо за интересную статью...

  • 18/05/2016 | Ответить
    Ирина

    На мой взгляд, домашнее обучение, если нет показаний по здоровью, не лучший вариант. Мы живем в обществе и это самое главное.

  • 19/05/2016 | Ответить
    Елена

    Качество школьного образования, сколько себя помню, ругают. и в моем детстве ругали, и в юности, а уж теперь — особенно. И эта критика имеет под собой основания. Только вот не вижу я в качестве альтернативы современной школе анскулинг. Сама по себе идея — великолепная. Реализовать ее качественно, даже только по направлению обучения, без решения задачи социализации — крайне трудно. Возможно, что у кого-то получается.

  • 22/05/2016 | Ответить
    Таисия

    Про анскулинг слышу впервые. Прочитав про это направление обучения, я была бы, скорее всего, против него. Для меня самый главный довод, это отсутствие общения со сверстниками, ведь в будущем ребенку надо будет дальше учиться и работать в обществе. А при таком обучении у него не будет навыков поведения среди людей.Это получается своего рода « маугли».

  • 26/05/2016 | Ответить
    Максим

    Добрый день, Екатерина! Вариант конечно интересный и можно найти много плюсов, но общение со сверстниками надо восполнять каким-то другим способом.

  • 28/05/2016 | Ответить
    Александра

    Екатерина, здравствуйте! Моя дочка еще совсем маленькая, но еще до ее рождения я задумывалась о домашнем обучении. Пока эта идея крепко сидит в моей голове и я ищу информацию по этому вопросу. Если до 4 класса еще реально мне самой обучать ребенка, то дальше я без репетиторов не обойдусь. Сейчас очень много репетиторов онлайн, много разных интересных обучающих программ — и физика, и математика, где ребенок будет увлечен этими предметами. Но на все нужны деньги, время и силы))) Поэтому я пока в раздумьях))) может подыщу альтернативу обычной общеобразовательной школе. Но у меня есть примеры многодетных семей на таком обучении — ничего, все образованы, общительны и мама не измождена ) вобщем, есть к чему стремиться! ;-)

  • 02/06/2016 | Ответить
    Дмитрий

    Статья любопытная. Сразу возникает вопрос — а как же быть с социализацией ребенка? Ну понятно, что учителя могут быть плохие, и вообще, школа полна опасностей :lol: Но в целом, это еще и социум, в котором ребенок получает первые уроки коммуникации и решения тех или иных задач, связанных с общением с другими людьми.

    Словом, неоднозначно. И еще — мне кажется, анскулинг все-таки больше подходить для американской модели общества. У нас, как обычно, все чуточку по-другому

  • 21/07/2016 | Ответить
    Елена

    Мой ребенок на семейном обучении

    Мы закончили 1ый класс.Я пришла к выводу,что не плохо бы перейти на анскулинг.Это после того как я пришла на встречу к за учу школы по поводу промежуточной аттестации.Сколько интересного мне открылось в беседе.

  • 26/03/2017 | Ответить
    Тюльнева Ирина

    Хочу и я поделиться своим опытом и знаниями. Важно понять что вы смешивание понятия. Домашнее образование это когда ребёнок обучается дома под руководством родителя и сдает предметы по четвертями. Есть ещё самообразование, это то же но с упором на то что ребёнок сам обучается с минимальным вмешательством родителя, сдает тоже по четвертями. А анскулинг это обучение вообще без программы и без сдач, это обучение само собой, там не надо обучать, ребёнок спрашивает родители отвечают, ребёнок просит чему то научить родители учат или ведут к мастеру. То есть ребёнок каждую секунду делает свой выбор. Тут важно чтобы сознание родителей было свободно, если родитель будет все время светиться думая что бы ещё подсунуть ребёнку, то оба с ума пойдут) ещё один важный пункт это предоставить ребёнку самому выбрать как он хочет обучаться, обычно к начальной школе детей уже так психологически интригуют, что им безумно интересно, а дальше приходит прозрение, но большинство детей ходят потому что так надо. Нужно понимать что все люди разные, асе по разному воспринимают коллектив, ту саму пресловутую социализацию. Я очень поздно узнала о таком обучении, но заговорила об этом в семье и моя дочь решила что хочет обучаться на семейном обучении. 8 класс она училась дома, надо сказать что я работаю на дому и всегда рядом с детьми ( сейчас я услышала-а ну тогда понятно) да, это мой выбор, я хочу быть свободна и детям ищу пути свободы. Так вот опыт такого обучения был очень хорошим, хотя мы и встретили изначально сопротивление школы, дочь обучалась полностью сама, очень редко что-то спрашивала у меня. Тем кто бриться, надо понять что программа составлена для среднего ума. Ничего заумного в учебниках нет. И если вашему ребёнку не даются предметы значит он не тому обучается. Сейчас мой средний сын ходит в школу, мы переехали и ему было любопытно сходить в новую школу, теперь уже он точно знает что в школе он обучаться не хочет и я ему предоставлю возможность обучаться, а точнее жить в анскулинге. Ещё раз хочу повториться что надо смотреть на интересы ребёнка, если ему надо в кричащую шумную компанию и он тоскует по школе, значит ему туда, если ему не комфортно в школе не убивайте личность в своём ребенке позаольтр этому тонкому существу жить там где ему комфортно. Про общение, ребёнок растущий в семье без зажимов прекрасно общается с любым человеком, обучая же его робеть и стесняться, а мы это делаем, нас так научили , мы приаиваем ему комплексы и он не может заговорить с кем то. Как правило школа прививает страх перед взрослыми, хотя ребёнок может полноценно с ними общаться и получать от них знания.

  • 22/01/2018 | Ответить
    Анастасия

    Статья очень поверхностная, чтобы составить полное представление о системе домашнего обучения. Все дети разные! кому-то нужны толпа и шум, просто необходимы, чтобы реализоваться, чтобы чувствовать себя счастливым. А есть дети, которые в слишком активной социальной среде закрываются в себе. И это связано не с тем, что их не научили общаться, а с особенностями их психики и нервной системы. Есть такое направление — векторная психология — которое очень хорошо все это объясняет. Что такое социум в школе, тем более в современной школе — это десятки разных людей, большая часть которых ребенку может быть вообще не интересна и не приятна, но он вынужден с ними общаться, он же социализируется! Мы, взрослые, почему-то позволяем себе выбирать круг общения, а ребенок — нет, пусть выживает в коллективе из 30 человек и находит себе друзей, пусть даже ни один из них не увлекается жуками/роботами/динозаврами/историей замков/древними иероглифами...до бесконечности, которые так ему интересны! К слову сказать, у многих детей и не возникает таких интересов, потому что мы, взрослые, не даем им, этим интересам, развиваться. Многие из нас везут ребенка в палеонтологический музей, если он вдруг спросил про скелеты динозавров? Когда ребенок на домашнем обучении, помимо прохождения основной школьной программы (в своем темпе, без ожидания, когда остальные 29 человек в классе разберутся с темой), у него остается много свободного времени на свои увлечения (семейное образование подразумевает активное участие родителей в поддержании и развитии этих интересов), и тогда он идет в кружки и секции, где и общается. и общается не со всеми подряд, а с теми, с кем ему интересно и полезно общаться. Это к главному доводу противников — что в семейном обучении нет социализации. Такой взгляд слишком узок. У семейного обучения есть свои недостатки, и чаще всего для каждой семьи они разные. Но и у обычной школы недостатков не меньше. Мы боимся, чтобы ребенка в школе не научили курить, ругаться матом, не подсадили на компьютерные игры и еще что похуже, не научили быть жестоким и наплевательским ко всему. А если вдруг заметим что-то из этого, то будем проводить с ребенком беседы, наказывать и сокрушаться «как же так!» (мы сейчас говорим про реалии современной школы и не школы из нашего детства). И при этом мы боимся лишить его этой такой важной «социализации» на домашнем обучении...

C 2015 Блог Екатерины Чеснаковой.

При цитировании материалов сайта прямая ссылка обязательна.

Изучите пользовательское соглашение и политику конфиденциальности.