Психолог советует: что делать, если подросток не хочет учиться и обманывает?

Школьники

Добрый день, дорогие родители! Школьные годы и для вас, и для детей – большое испытание. Малыши и подростки не хотят учиться, прогуливают уроки, обманывают… В общем, делают все, чтобы не учиться.

Но если на первоклассника еще можно «надавить» родительским авторитетом, то как быть с ребенком 12-14 лет? Если подросток не хочет учиться, что делать родителям, советы психолога дадут ответ на этот вопрос.

Выясняем причину

Дорогие читатели, если вы адекватные родители, и по-настоящему любите свое чадо, то наверняка зададитесь вопросом: «Почему не хотят учиться дети?».

Конечно, современные уроки в школе нельзя назвать увлекательными, интересными (за редким исключением). Они превратились в принуждение, обязательную программу, которую должны пройти все дети от 6 до 16 лет.

Методические пособия по воспитанию малышей исписаны убеждениями в том, что обучение для ребенка нужно делать интересным, близким к игре, но в старшей школе на игры уже не остается времени.

Учитель не всегда успевает даже доступно объяснить материал. О том, чтобы целенаправленно воспитывать любовь к своему предмету, уже нет и речи.

Дети, не приученные к самодисциплине и не самостоятельные, теряют уважение к школе, учителям, пасуют перед трудностями, не видя в них смысла. Такова реальность. Но причины могут заключаться не только в этом.

  • Чрезмерная загрузка. Кроме посещения школы, многие дети ходят в кружки, клубы по интересам. Но и там нагрузка велика. В результате ребенок устает, ему уже ничего не хочется. Он мечтает только отдохнуть, погулять с друзьями. Спросите себя: есть ли у вашего подростка такая возможность? Дети в возрасте от 12 до 16 лет нуждаются в общении, они приобретают ценные социальные навыки. Не лишайте их этого удовольствия. Но общение должно быть обоснованным и дозированным, тогда оно будет полезным.
  • Тоталитарный контроль со стороны родителей. Если взрослые контролируют ребенка во всем, интерес к учебе и любому виду деятельности, в конце концов, пропадает. Если в работе нет самостоятельности, действия подростка становятся бездумными, он перестает ощущать себя личностью. Зачем учиться, к чему-то стремиться, если родители все давно решили за него?

  • Отсутствие контроля. Это другая крайность, которой тоже не должно быть в семье. Самостоятельность нужно развивать постепенно, доверяя малышу сначала простые вещи, а от подростка уже требуя помощи по хозяйству, проявляя желание выслушать и принять к сведению его мнение по поводу важных семейных решений.
  • Проблемы с одноклассниками или учителями. Если подросток чувствует себя изгоем в классе, его по какой-то причине учителя лишают своего внимания или относятся к нему пренебрежительно, рано или поздно он будет отказываться посещать учебное заведение. Уговорами здесь не поможешь. Нужен глубокий психологический анализ ситуации, беседы с педагогическим составом.

Что еще может повлиять на желание учиться?

Но бывает так, что внешне ситуация кажется благополучной: ребенок старается, учителя относятся к нему хорошо, одноклассники уважают, а ходить в школу он все равно не хочет, юлит, врет, сопротивляется уговорам. Что делать родителям?

Причины такого поведения могут проявляться на подсознательном уровне и состоять в скрытых физиологических или психологических потребностях, которые ни родители, ни сам подросток не осознает:

  • неблагоприятная ситуация в семье (родители ссорятся, ребенок ощущает себя ненужным);
  • физические недостатки (речевые, хромота, сутулость и т.д.), которые провоцируют развитие комплексов;
  • друзья и окружение (обратите внимание, как ваши близкие и семья в целом относятся к школе, учебе, как высказываются о потребности в образовании, о чем беседует подросток с друзьями);
  • вредные привычки (длительные прогулки со сверстниками, перерастающие в бродяжничество; компьютерные игры);
  • гиперактивность – это заболевание, которое обычно диагностируется в раннем возрасте и к подростковому возрасту уже находится под контролем взрослых, однако отдельные его проявления могут давать знать о себе (отсутствие внимания, неумение сосредоточиться, высидеть долго за партой).

Если причину удалось определить, стоит приступить к преодолению препятствий у подростка к учебе.

Что предпринять?

Если взрослые не могут сами решить проблему, не лишним будет проконсультироваться с психологом. Психолог в такой ситуации должен рассмотреть две стороны: родителей и ребенка. И только на основании такого общения делать выводы и рекомендации, почему подросток не хочет учиться.

Однако, если немного обобщить, можно дать следующие советы:

  • Больше общайтесь с подростком. Если он сам проявляет желание поделиться с вами своими эмоциями, мыслями, отложите даже самые важные дела, иначе впоследствии ребенок может замкнуться, уйти в себя.
  • Доверие — ключ к успеху в ваших взаимоотношениях. Постарайтесь вызвать у подростка доверие. Не насмехайтесь над его высказываниями, не думайте, что его проблемы ничего не стоят. Старайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и вместе найти выход из трудной ситуации.
  • Если причина в трудностях с отдельными предметами, постарайтесь помочь подростку, учите с ним вместе уроки. При необходимости и наличии материальной возможности наймите репетитора по данному предмету. Профессионал в размеренном темпе объяснит то, что дети не успевают воспринять в школе.

 

  • Поговорите с учителями: у них обычно имеется достаточно наблюдений за каждым учеником.
  • Не ругайте за оценки. Создайте оптимистическое настроение. Внушите подростку, что все поправимо.
  • Если ребенок интересуется чем-то, кроме школьных предметов, например, танцами, плаванием, рукоделием, пообещайте ему поощрение в этой области (поход на интересный концерт, красивый набор, поездку на конкурс и т.д.).

И самый главный совет — ЛЮБОВЬ! Любите своего ребенка не за хорошее поведение или оценки, а просто так. Потому что он ваш, самый замечательный и прекрасный. Безусловная любовь ключ к успеху.

Самое главное – помнить, что мы  с вами, дорогие читатели, взрослые люди, и решение детских проблем нам должно быть подвластно.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим знакомым в социальных сетях. До новых встреч!

Екатерина Чеснакова
Екатерина Чеснакова, мама двоих детей. Специалист по фармацевтической химии. Закончила Одесский университет им. Мечникова по специальности химик. фармацевт.Имею стаж работы более 10 лет начиная от простого фармацевта до начальника отдела закупок. Разбираюсь в лекарствах, прошла курс фармакологии (более 300 часов с практическими занятиями). Защитила диплом с отличием по теме "Трансдермальное проникновение препаратов 1, 4 -бенздиазепинового ряда".Имею второе высшее образование по специальности "Экономика предприятия".Выросла в семье медиков: бабушка, дедушка, тетя. Всегда интересовалась и буду интересоваться медициной с точки зрения безопасности и ответственности. Против применения антибиотиков без назначения врача, за прививки при разрешении педиатра.
Оцените автора
Chesnachki.ru
Добавить комментарий

  1. Алена

    Мой, как только перешел в 9-ый класс, то желанием учиться тоже не горел и можно сказать, что в последнее время вообще забросил учебу и хорошо, что моя подруга порекомендовала записать сына на курсы в Центр «Развитие». После того, как сын начал там заниматься, то я сразу поняла, что это, пожалуй, лучшие, курсы ЕГЭ по физике в Москве. Преподаватели там грамотные работают и относятся к детям хорошо.

    Ответить